РАТА

ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КОНЦЕПЦИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ – МАТЕРИАЛ 2).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА ДЛЯ ДЕТЕЙ 8–10 ЛЕТ.

Посмотрим теперь, какие же обстоятельства и как надо учитывать при формировании таланта у детей в возрасте 8–10 лет. Почему мы рассматриваем здесь именно этот возраст? Потому, что с одной стороны в этом возрасте с ребенком уже можно "что-то делать" (в более раннем возрасте это значительно труднее). А с другой потому, что именно в этом возрасте наиболее активно идет процессе его социализации (при обучении в школе). И в ребенке возникают психические "зажимы" (немедленно отражающиеся зажимами, блоками в теле, ведь это две стороны одной целостности – личности), мешающие его нормальному развитию и сильно сдерживающие естественный процесс проявления таланта (т.е. затягивать, откладывать введение курса тоже нежелательно). И мы, как уже говорилось, начинаем именно с них, с этих зажимов, с тела, того, что объективно видно, что можно пощупать руками.
          Здесь, с нашей точки зрения, уместно еще раз напомнить читателю (еще раз обратить на это его внимание), что курс РАТА строится на базе современных научных моделей формирования и функционирования психики (см. определения, приведенные ниже, со ссылками на соответствующую, вполне современную и достаточно научную литературу). Это не только повышает эффективность данной системы, но и дает педагогу глубокое понимание процессов, происходящих при обучении.
     Необходимо обратить также особое внимание на то, что курс опирается на идею подхода к ученику, как к целостности с комплексным, целенаправленным развитием основных составляющих, характеризующих эту целостность – ее энергопотенциала, потребностей и ЛПК – алгоритмов решения задач. Иными словами, подъем энергопотенциала детей рассматривается как необходимое и важнейшее условие обучения (что как раз и равносильно снятию зажимов, о которых только что шла речь). В курсе используется также укрупненный алгоритм, позволяющий в едином ключе решать задачи (преодолевать трудности) из любой сферы человеческой деятельности, в том числе бытовые, психологические, социальные и пр. Итак:

  1. Базовым инструментом овладения нужными знаниями и формирования ЛПК при работе с детьми должна являться игра. Иными словами, необходимые примеры и контрпримеры, как правило, должны носить форму игры, т.е. при обучении обеспечивается отсутствие в детях чувства ответственности за его результаты (имеются в виду результат обучения, что никак не мешает развитию в детях чувства ответственности за свою жизнь).
  2. Курс для детей предполагает самое активное привлечение к процессу обучения родителей (причем, как правило, одного родителя, посещающего весь курс, что позволяет обеспечить полноту усвоения им необходимого материала и лучший контакт с преподавателями). Это требование связано с тем, что:
    • такое привлечение родителей позволяет разгрузить детей, переложив на родителей освоение сложного, но необходимого теоретического материала;
    • курс сложен и велик по объему, поэтому мало сделать сами занятия интересными для детей, очень желательна предварительная положительная мотивация, создаваемая и постоянно поддерживаемая в них родителями;
    • заниматься своим энергопотенциалом необходимо ежедневно (к концу курса до 30 - а то и по 45 минут в день), да и перестройка мышления требует от детей определенной собранности, дисциплины, порядка, что в случае с детьми легче всего обеспечить с помощью родителей;
    • у детей 8 – 10 летнего возраста еще нет способности точного словесного выражения своих впечатлений (еще недостаточен уровень владения языком и его связь с телом) и обеспечить необходимую обратную связь – передать преподавателю ощущения детей – в этом случае могут только их родители;
    • в условиях резкого сокращения традиционных средств сохранения социальной информации особенно актуальным становится обучение родителей [ср. 27] основным приемам современного, отвечающего научному мировоззрению, естественного и эффективного ненасильственного воспитания и самовоспитания [ср. 14].
  3. Двойной (параллельный) характер ведения занятий (для детей и родителей одновременно) заставляет перейти к бригадной работе преподавателей (2–3 человека, работающих в едином стиле для достижения общей цели). При этом заметно возрастают требования к преподавателям. Здесь желательны:
    • взаимозаменяемость преподавателей, обеспечивающая единство курса, т.е. каждый преподаватель должен в большей или меньшей степени владеть всем материалом курса;
    • высокий энергопотенциал преподавателей, т.к. ведение курса требует огромных энергетических затрат.
  4. Большое значение при ведении курса должно быть уделено вопросам этики, воспитания у обучаемых разумных (полезных для общества) норм поведения. Это связано не только с общими соображениями, но и с изложенными ниже требованиями к обучению (естественным образом вытекающими из исходных теоретических постулатов курса). Повышенная эмоциональная реактивность детей и сам характер занятий, включающих формирование у них чувства взаимопомощи, отзывчивости, доброты, внимания к другому, требуют максимально ненасильственных и неконкурентных методов управления, в частности не опирающихся на взаимное сравнение (работает педагогическое правило: “Никогда не сравнивай одного человека с другим; сравнивать человека можно только с самим собой”). Этим определяются и средства формирования у учеников необходимого интереса (потребностей), создания нужной атмосферы занятий.
  5. Ненасильственность является категорическим императивом ведения занятий. Дети в процессе занятий свободны и раскованы, что, кстати, дает им возможность “подкачки” своего энергопотенциала в процессе решения задачи и повышает эффективность остальных частей курса. Любые наказания запрещены или, по крайней мере, сильно ограничены. Решение этих задач достигается, в частности, за счет:
    • общего роста физических и психических сил ребенка и появления ранее недоступных ему ресурсов, обеспечивающих его более эффективное и более комфортное существование в мире;
    • совместного решения задач детьми (постоянный тренинг коллективного движения к общей цели);
    • работы с родителями по ознакомлению их с существующими этическими системами и методами ненасильственного формирования (воспитания) необходимых этических качеств, управления поведением людей, основами саногенного мышления, моделями сознания, мышления, веры и др., дающими понимание сложных социально-этических процессов [см. 5, 15 - 18].
     При этом помимо вообще игрового подхода приходится применять целый ряд эмпирически найденных приемов обеспечения внимания и дисциплины (включая журнал поведения, с самостоятельным выставлением детьми оценок, активное использование методов отсеивания помех и взаимопомощи при проведении занятий и др.). В курсе задействованы специальные психотехнические упражнения для настройки на каждое занятие, чтение специально подобранной литературы с ее обсуждением и др.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимов И., Клименко B. O мальчике, который умел летать или путь к свободе //сер. ст. в ж. "Студенческий меридиан", 1988-1991 гг.
  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1993.
  3. Альтшуллер Г., Веркин И. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.
  4. Альтшуллер Г.С. Злотин Б.Л., Зусман A.B., Филатов B.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинев, 1989.
  5. Амосов H.M. Алгоритмы разума. Киев, 1985.
  6. Большая советская энциклопедия. Изд.3-е, т.30. М.,1970-1978.
  7. Гриндер Дж., Бендлер Р. Структура магии. СПб, 1996.
  8. Зубков A.H. Йога - путь к здоровью. M., 1991.
  9. Зубков A.H., Очаповский A.П. Хатха-йога для начинающих. M., 1991.
  10. Кукалев С.В. Опыты йоги. Пособие по развитию таланта. СПб, 1998.
  11. Классическая йога: Йога-сутра Патанджали и Вьяса-Бхашья. М., 1992.
  12. Мазур М. Качественная теория информации. М, 1974.
  13. Hикитин Б.П. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей/в сб. Социологические и экономические проблемы образования, - Новосибирск, 1969, с. 78 - 124.
  14. Орлов Ю.M. Восхождение к индивидуальности. M., 1991.
  15. Петров M.K. Язык, знак, культура. M., 1991.
  16. Пoлaни M. Личностное знание. - М., 1985.
  17. Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия/Некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической модели сознания. М., 1993.
  18. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. M., 1974.
  19. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии. М., 1988
  20. Симонов П.B. Эмоциональный мозг. M., 1981.
  21. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. М., 1992.
  22. Тарасов B.K. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. M., 1989.
  23. Тарасов В.К. Технология жизни: книга для героев. СПб., 1992.
  24. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  25. Философский энциклопедический словарь. М., 1989
  26. Фильденкрайз М. Осознание через движение/Оздоровительные движения для личного роста. М., 1994
  27. Хамялайнен Э. Воспитание родителей. М., 1990.
  28. Чаттопадхьяйя Д. Индийский атеизм. М., 1973.
  29. Чернышевкий Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. Л., 1975.
  30. Шапиро C.И. Мышление человека и переработка информации ЭВМ. M., 1980.
  31. Шапиро C.И. От алгоритмов к суждениям. M., 1973.

Продолжение материала

Возврат на главную страницу



Возврат на главную страницу