ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


УПРАЖНЕНИЯ


Первая неделя


День первый


Предварительное замечание. Перед выполнением упражнений первого дня занятий рекомендуется примерно определить свою основную (ведущую) репрезентативную систему, т.е. систему чувств, в которой мы предпочитаем воспринимать информацию. Это, конечно, не значит, что мы не воспринимаем информацию в других системах, это показывает лишь в какой из них мы, в лучше себя чувствуем. Знание своей репрезентативной системы понадобится нам при выполнении второго упражнения "Активизация сенсорных каналов".
Репрезентативная система может быть визуальной, аудиальной (слуховой) или кинестетической (тактильной) - по видам трех из наших основных органов чувств. Кроме обоняния и вкуса, поскольку реакция и память на запахи у подавляющего большинства людей (как рудимент нашей животной жизни) почти абсолютные (чему, впрочем, мы обычно не придаем значения). Вкусовые же ощущения вряд ли вообще разумно относить к репрезентативным системам (хотя они так же определяются наследственной предрасположенностью). Порой в число репрезентативных систем включают еще некоторую "логическую", также определяющую специфический способ восприятия информации человеком. При этом без специального тестирования люди легко ошибаются, полагая, обычно, что их ведущая система - визуальная (путая объем приходящей через эту систему информации с активностью самой системы).
Для наших целей достаточно определить свою репрезентативную систему приближенно, по самым грубым, прикидочным тестам. Приведем здесь простейший тест смещения репрезентативной системы. Он взят из книги Льюиса Б.А. и Пуселика Р.Ф. "Магия нейролингвистического программирования без тайн, СПб, 1995 (с.153 - 155). Вам необходимо в каждом из следующих пунктов оценить по 4 бальной системе насколько верна, применительно в вам, каждая 4 стоящих под ним 4 фраз (поставить каждой фразе оценку от 1 до 4). Чтобы затем сложить эти оценки (все оченки первых фраз, все оценки вторых и т.п.).
  1. Я принимаю важные решения, основываясь на:
    • хорошо выверенных чувствах.
    • том, что звучит лучше.
    • том, что выглядит для меня лучше всего.
    • точном, старательном изучении вопроса.
  2. Во время спора на меня чаще всего влияет:
    • чувствую ли я, что я в контакте с другими чувствами этого человека.
    • тон голоса другого человека.
    • могу я или нет явно видеть точку зрения другого человека.
    • логика аргументов другого человека.
  3. Я могу очень просто понять, что происходит со мной с помощью:
    • чувств, которые я разделяю.
    • своего тона голоса.
    • того, как я одеваюсь.
    • слов, которые я выбираю.
  4. Для меня просто:
    • выбрать чрезвычайно удобную мебель.
    • подобрать идеальную громкость и звучание не стерео системе.
    • выбрать комбинацию (сочетание) насыщенных цветов.
    • выбрать места, наиболее относящиеся к интеллектуальному, но интересующему меня предмету.
    • Я очень чувствителен к тому, как предметы одежды воздействуют на меня.
    • Я буквально настраиваюсь на звуки в моем окружении.
    • Я сильно реагирую на цвета и на то, как выглядит комната.
    • Я хорошо умею осмысливать новые факты и данные.
ОЦЕНКА. Сумма баллов по всем первым ответам дает сравнительный вес (предпочтение) для кинестетической (К) репрезентативной системы тестируемого. По всем вторым ответам - вес аудиальной (А) системы. По всем третьим ответам - вес визуальной (V) системы. По всем четвертым ответам - вес дискретной (D) или логической репрезентативной системы.

Упражнение 1 "Свеча".
Выполняется в течение первой недели занятий по 10 минут ежедневно (время определяется по внутренним ощущениям или с помощью будильника с негромким звучанием, скажем электронного).
Цель: приобрести начальные навыки концентрации внимания (необходимы для дальнейших ИУ)
Выполнение:
  1. Расслабиться и войти в нейтральное состояние;
  2. Настроиться на серьезную работу;
  3. Поставить перед собой на расстоянии 2–3 метра на уровне глаз зажженную свечу (в помещении желателен полумрак). Необходимо в течении 10 минут (можно по звонку будильника) спокойно удерживать взгляд, а за ним и внимание, на колеблющимся пламени свечи;
  4. Осмотреться по сторонам, вернуться в мир обновленным;
  5. Подумать (в течении дня) о пламени свечи, которое воочию наблюдалось во время упражнения, "притягивало" взгляд, и которого (постоянного) по сути не было. Ведь пламя в любой момент времени уже другое, не то, что мы только что видели – это нагретые разреженные улетучивающиеся газы.

Упражнение 2 "Активизация сенсорных каналов" (избирательная).
Выполняется в течение примерно 10 – 15 минут.
Цель: развить навыки управления своим вниманием (как метапрограммой работы механизма сознания).
Выполнение:
  1. Сохранять состояние расслабления и настройки на серьезную работу;
  2. Крайне внимательно изучать (проникать в...) окружающую обстановку с опорой на свой основной сенсорный канал восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический и т.д., определенный по приведенному выше – или какому то другому – тесту); например, если ведущим является слуховой канал, услышать как "звучат" все окружающие вас предметы – пол на кухне, стены в ванной, статуэтка на комоде и т.д.
  3. Выйти из упражнения с оценкой и периодической проверкой его результатов в течении дня.

День второй

Выполняются те же упражнения и с той же длительностью, что и в первый день занятий.

День третий


Упражнение 1 "Свеча" – выполняется с той же длительностью, что и в первый день занятий (10 минут).
Упражнение 2 "Активизация сенсорных каналов" (переменная).
Выполняется в течение примерно 10 минут.
Цель: развить навыки управления своим вниманием (как метапрограммой работы механизма сознания).
Выполнение:
  1. Сохранять состояние расслабления и настройки на серьезную работу;
  2. Крайне внимательно изучать (проникать в...) окружающую обстановку с опорой на разные сенсорные каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический и т.д.), "переключая" их на одном предмете в произвольном порядке и переходя таким образом с предмета на предмет;
  3. Выйти из упражнения с оценкой и периодической проверкой его результатов в течении дня.
Упражнение 3 "Тренировка памяти".
Выполняется в течение примерно 10 минут.
Цель: развить образную память (необходимо для дальнейших ИУ)
  1. Сохранять состояние расслабления и настройки на серьезную работу;
  2. Рассматривать произвольный предмет (с включением всех своих сенсорных каналов) и анализировать все его особенности: форму и размеры в целом, состав, форму, размеры, материал и т.п. его отдельных частей и их взаимное расположение и т.д. Работа идет от общего к частному – от предмета в целом к его деталям, и элементам этих деталей, вплоть до самых мелких;
  3. Выйти из упражнения;
  4. В течение дня постараться вспомнить несколько раз изученный предмет максимально подробно и оценить результаты.


День четвертый


Выполняются те же упражнения и с той же длительностью, что и в третий день занятий.

День пятый


Упражнение 1 "Свеча" – выполняется с той же длительностью, что и в первый день занятий (10 минут).
Упражнение 3 "Активизация сенсорных каналов" (интегральная).
Выполняется в течение примерно 10 – 15 минут.
Цель: развить навыки управления своим вниманием (как метапрограммой работы механизма сознания).
Выполнение:
  1. Сохранять состояние расслабления и настройки на серьезную работу;
  2. Крайне внимательно изучать (проникать в...) окружающую обстановку с опорой на все свои сенсорные каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический и т.д.), стараясь увидеть выбранный предмет максимально полно и точно (как он выглядит, звучит, ощущается на ощупь, пахнет, какой у него должен быть вкус и т.д.), с постепенным переходом от одного предмета к другому;
  3. Выйти из упражнения с оценкой и периодической проверкой его результатов в течении дня. Упражнение 3 "Тренировка памяти"– выполняются с той же длительностью, что и в третий день занятий (10 минут).

    День шестой


    Выполняются те же упражнения и с той же длительностью, что и в пятый день занятий.

    День седьмой


    Упражнение 1 "Свеча" – выполняется с той же длительностью, что и в первый день занятий (10 минут).
    Упражнение 2 "Фиксация зрительных образов".
    Выполняется в течение примерно 10 минут.
    Цель: сформировать начальные навыки работы с "мыслеобразами" (ментальными формами).
    Выполнение:
    1. Сохранять состояние расслабления и настройки на серьезную работу;
    2. Рассматривать выбранный предмет (или лицо на портрете, фотографии – это сложнее) с включением всех своих сенсорных каналов детально, как в упражнении "Тренировка памяти" в течении 1-2 минут. Затем закрыть глаза и "увидеть", почувствовать этот предмет перед собой; поработать с ним – повращать его перед собой, поменять размеры, по разному окрасить и т.п. – "поиграть" с ним;
    3. Выйти из упражнения с оценкой и периодической проверкой его результатов в течении дня.
    Упражнение 3 "Вселенная"
    Выполняется в течение примерно 10 - 15 минут.
    Цель: сформировать ощущение себя, как части Вселенной и знание своего истинного места в ней.
    Выполнение:
    1. Сохранять нейтральное состояние и настройку на серьезную работу;
    2. Представить себе предельно отчетливо нашу Вселенную во всей своей гармоничности и грандиозности и себя. ее крошечную, но неотъемлемую частицу, в ней. При этом надо выполнить следующие действия:
      1. Представление элементов: представить себе бездонные просторы Космоса, его черноту и безмерность относительно нас, людей.
      2. Представление места: как можно реальнее увидеть, какую малую часть пространства занимает Солнечная система, Земля, и каждый из нас, кому Земля кажется плоской, подумать о том, сколько миллионов лет можно лететь через это безмерное пространство.
      3. Представление времени: представить себе краткость, мгновенность нашего существования в истории Вселенной. По современным научным представлениям, Вселенной не менее 12 млрд лет (древнеиндийские мудрецы Риши считали, что день Брамы – Манвантара – длится около 25 млр. лет), а это в 100 млн. раз больше времени нашей жизни. Но даже 1 млн. – это очень, очень много, достаточно умножить на 1 млн. размер какого-нибудь предмета, чтобы понять это.
      4. Представление отношений, которые существуют и могут существовать между нами и всей вселенной, меры ограниченности наших возможностей не то чтобы влиять на ход вселенских процессов, но даже просто существовать за пределами тех узких диапазонов температур, давлений, состава газов и т.п., которые являются условиями нашей жизни.
      5. Рассмотрение системы: можно считать, что наша Вселенная – это Господь Бог: Живой (см. сутру 2.10), Всемогущий, Всезнающий, Всевечный (в наших масштабах времени), Всеразумный (считать так есть все основания, ведь информационные процессы, происходящие во Вселенной, несравнимы с теми, что происходят в нас), Непознаваемый (до конца)… Необходимо проникнуться чувством несоразмерного величия Вселенной и при этом сопричастности нас к ней, даже гордости от того, что мы являемся частью столько грандиозного и величественного Замысла. При этом надо понимать, что план развития этого замысла не обязательно должен быть заранее составлен, и даже не обязательно вообще должен быть. Как план постройки термитника нигде не существует и ни в чем (ни в ком) не хранится.
    3. Выйти из упражнения с оценкой его результатов и периодической проверкой его последствий в течение дня.



    Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвертая неделя

Возврат на главную страницу