Классика

   Дао Де Цзин (часть 7, чжан 33-40)

Но посмотрим, что же дальше.

(33.1) Мудрость – в знании ближних и дальних,
(33.2) Просветление – в знании себя самого.

(33.3) Велико могущество властелина,
(33.4) Но могущество подлинное – у властвующих над собой.

(33.5) С радостью в сердце живущий – во всем преуспеет,
(33.6) Своенравный – навязывает волю другим.

(33.7) Находится на месте своем – вот источник долговечности,
(33.8) Долгая жизнь – это загробная жизнь.

Вот еще один пример мастерства автора. Мини-интрига, мини-загадка, которыми напичкан весь текст, то, что делает его особенно интересным. Не совсем понятный афоризм вначале (строки 33.1 – 33.2), и только затем его объяснение (стока 33.4). И сразу же очень крупный шаг, очень сложный переход – от владения собой к жизни в радости (33.5, 33.6). Далеко не всем и далеко не сразу понятно, что одно не бывает без другого. Ведь по настоящему достойная Цель, дающая Путь, должна быть этична (цель, для которой требуются не правые средства – не есть правая цель). А нормальная здоровая этика необходимый фундамент для жизни в радости. В полной же мере это постоянная фоновая радость жизни обеспечивается высоким энергопотенциалом, также являющимся необходимым условием владения собой и наличия у нас личного Ангела-хранителя, своего Пути. Какой большой и какой важный плат скрыл автор, желая остаться интересным. Завершается же глава, как положено, напоминанием (33.8) о том, что наша Цель в принципе должна выходить за пределы жизни, позволяя, таким образом, нам жить даже после нашей физической кончины.

(34.1) Куда ни посмотри, везде Великий Путь,
(34.2) Им переполнена любая вещь сверх края.
(34.3) Все сущее в нем черпает начало,
(34.4) Отказа ни одно создание не встречает.
(34.5) Но Путь, давая свет творениям мира,
(34.6) Себе не подчинит ни малого из них.
(34.7) Всех вскармливая. ибо всех радея,
(34.8) Он им не господин.

(34.9) Всегда желаний лишенный
(34.10) Он как-будто не важен,
(34.11) Однако его величие
(34.12) Заключается именно в этом.
(34.13) Возвращаясь к нему, творения
(34.14) Встречаются не с властелином.

Да – да, наш Путь – это индивидуальное (по отношению к каждому из нас) проявление глубокой системности мира (строки 34.1 – 34.4), закономерной связи всех вещей (в прошлом и будущем). Но это не означает фатальной неизбежности. Он действует крайне деликатно (34.4 – 34.5), требуя того же от нас. Он всегда оставляет нам ощущение свободы действий (что связано, видимо, прежде всего с нашими ограниченными физиологическим возможностями понимания мироустройства – свободу рождает незнание). Его можно даже вообще не замечать (34.9 – 34.10), ведь он не личность, и не имеет эмоций. Но именно его неэмоциональное, внеличностное начало (строки 34.11 – 34.12) лишает его ареола власти.

(35.1) Уразумей лишь раз ту Форму, что без формы,
(35.2) Сможешь странствовать, где захочешь,
(35.3) С легким сердцем, мирной душой
(35.4) Ничего бояться не будешь

(35.5) Ароматы явст, звуки музыки
(35.6) Манят путников на привал.
(35.7) Если ж Путь представить в словах,
(35.8) Очень прост он и безыскусен.

(35.9) Даже не на что посмотреть,
(35.10) Слух ничего не ласкает,
(35.11) Но применишь его – Путь
(35.12) Окажется неисчерпаем.

И наша ориентация на Достойную (правильно выбранную, согласованную со средой) Цель (форму без формы) дает нам необыкновенное внутреннее спокойствие, полное отсутствие страха, так разъедающего нашу душу (строки 35.1 – 35.4). Сколько раз читатели моих сутр Новой веры, описывающих на современном языке теорию Пути, отмечали острую психотерапевтическую направленность этого произведения (а ведь они его только читали). Если говорить совсем строго – его вообще нельзя передать словами, ведь Цель нашей жизни всегда находится за ее пределами (как цель любого действия находится за пределами этого действия), и значит не может понята в этой жизни Более того, формулировка этой Цели (к которой и ведет Путь), если попытаться ее все же как-то дать, обычно не кажется такой уж привлекательной (35.7 – 35.8). Во всяком случае, для конкретного человека здесь и сейчас (35.5 – 35.6). Но только выбор этой цели и непреклонной движение к ней делают нашу жизнь поистине волшебной, неисчерпаемо интересной (35.11 – 35.12).

(36.1) То, что надо ужать,
(36.2) Сперва растянем.
(36.3) То, что надобно ослабить,
(36.4) Мы укрепим сперва.
(36.5) То, что пойдет в отходы,
(36.6) Сначала вырастим.
(36.7) То, что отнять предстоит,
(36.8) Сначала подарим.

(36.9) Таков и Тончайший свет
(36.10) Побеждает, действует мягко,
(36.11) Грубое и сильное одолевает.
(36.12) Рыбе лучше не выходить из воды
(36.13) А орудья царские режущие
(36.14) Лучше никому не показывать.

А это (строки 36.1 – 36.8), видимо, уже про технологии творчества, без которого немыслимо ни наличие Пути, ни тем более движение по нему. В целом это не случайное замечание, просто жесткая внутренняя логика автора скрыта от любопытных глаз (можно посоветовать еще раз вернуться к предыдущей главе и прочитать их две подряд с учетом уже данных комментариев) Свет (36.9 – 36.10) – это, видимо, подсказки Пути, которые просветляют нам ситуацию, которые требуют деликатного и крайне творческого отношения к себе. Этот свет не просто дарит радость ее понимания ситуации, но помогает оставаясь самим собой (36.12 – 36.14) преодолевать любые препятствия (33.11) на пути к своей Цели.

(37.1) Путь неподвижен, всегда покоен,
(37.2) Но причастен ко всему, что происходит.
(37.3) Если б мог правитель с вельможами
(37.4) Сохранить наклонность к добру,
(37.5) Все создания преобразились бы.

(37.6) Но если б и после преображения
(37.7) Продолжали тянуться к делам своим,
(37.8) То для их обуздания пришлось бы мне
(37.9) Обратиться к естеству изначальному,
(37.10) Что храниться в Глыбе Пречистой.
(37.11) Так добился бы я бесстрастия
(37.12) Ну а с ним и покоя. Порядок
(37.13) Во вселенной тогда б воцарился.

Позволим себе дать здесь простые подстрочные комментарии – как бы продолжить мысли автора, мысленно присоединиться к нему (нисколько не претендуя на его величие). Итак: строка 37.1 - + ибо Цель одна строка 37.2 - + с человеком строка 37.5 - + на какое то время, но мир развивается и строка 37.10 - + вернуться к своему Пути, который снова помог бы мне строка 37.11 - + дающего силы строка 37.13 - + Точнее он воцарился бы только тогда, когда на свой Путь встали бы все существа, живущие во Вселенной Интересно отметить, что неэтичность власти, похоже, всегда "доставал" и заботила население – это всегда была корневая проблема развития общества. А теперь большой текст.

(38.1) Муж высочайших достоинств
(38.2) К показу их не стремиться –
(38.3) Истина сила его благая.
(38.4) Невысоких достоинств владелец
(38.5) Случая не упустит
(38.6) Щегольнуть, чем имеет –
(38.7) Его сила благая ничтожна.
(38.8) Не шелохнется высокое –
(38.9) В действии не нуждается.
(38.10) Мельтешит, вечно занято, низкое –
(38.11) Чего-то все добивается.

(38.12) Добросердечие в чистом виде
(38.13) Из поступков искренних складывается.
(38.14) Добродетельность в чистом виде
(38.15) Состоит в обдуманном действии.
(38.16) Церемонность состоит в наигранности,
(38.17) Что не встречая взаимности,
(38.18) Хватается за оружие,
(38.19) Добиваясь приличья силою.

(38.20) Так что знай: "Если Путь утратил,
(38.21) Остаешься с благой силой,
(38.22) Коли силу благую утратишь,
(38.23) Пребудешь добросердечен,
(38.24) Растеряешь добросердечность,
(38.25) С добродетелью остаешься,
(38.26) Коли же и ее утратишь,
(38.27) С церемонностью будешь носиться.
(38.28) Церемонность – шелуха от веры,
(38.29) Чревата волнением простолюдинов".

(38.30) А предвидение называют цветком учения,
(38.31) Среди глупости распускающимся.
(38.32) Зрелый муж предпочтет ядро скорлупе
(38.33) А цветку – плод,
(38.34) То отбросит, а это возьмет.

Описание отличий человека Цели от человека ритуала потребовало достаточно большого текста. То, что человек Цели внутренне спокоен и самодостаточен, и не нуждается в саморекламе (38.1 – 38.2) – достаточно очевидно. Полезно обратить особое внимание на строку 38.7, из которой становиться вполне ясно, что весь текст (вспомните его название) посвящен Пути и вызываемой им в человеке Благой силе. Силе, направленной на благо. Которое всегда впереди. Именно благая цель только и может запустить весь процесс появления Пути и благой силы. Именно сила дает внутреннее спокойствие (38.8 – 38.9), позволяющее ждать, когда это возможно и действовать когда это необходимо. Другая, более сложная тема – вера в силу искренности (38.12 – 38.13). А строки 38.14 – 38.15 вообще можно было брать эпиграфом, слоганом, лозунгом для любых духовный течений. Иными словами человек пустой, глупый, человек ритуала легко распознается и является основным источником опасности (38.16 – 38.19). Именно с утратой Цели, а значит и Пути, человек постепенно утрачивает все свои достоинства (38.20 – 38.29), опускаясь на самый нижний уровень этой шкалы, и окончательно теряя Веру в свой Путь. И лишь благая сила, даруемая путем обеспечивает нам способность отличать твердое от пустого и предвидеть будущее (38.30 – 38.34). И еще одна большая глава.

(39.1) В древние временя Единое
(39.2) Во все вещи вошло.
(39.3) Сделав Небо ясным, а Землю – твердою,
(39.4) Искрой дух озарило,
(39.5) Половодьем наполнило поймы
(39.6) Все ожило, в себе ощутив Единое.
(39.7) Впитали его мужи благородные и государь,
(39.8) Чтобы царство стезею верной направить.
(39.10) Вот что было в давние времена.

(39.11) Не имея ясности,
(39.12) Небо могло б расколоться;
(39.13) Не имея твердыни, могла б затрястись Земля;
(39.14) Не имея искры, дух мог бы уснуть;
(39.15) Высохли бы поймы, не получив воды.
(39.16) Все бы прахом пошло, лишенное жизни –
(39.17) В том заслуга Единого, что их подняло ввысь.
(39.18) А мужи благородные и правитель
(39.19) В лету канули б так же, как вознеслись.

(39.20) Человек простой – вот опора властителей,
(39.21) Ведь на низком лежит высокое.
(39.22) Потому то правитель с вельможами
(39.23) Называют себя сиротами,
(39.24) Обездоленными, всеми брошенными.
(39.25) Ни к чему они без народа.

(39.26) Истинно больше телега,
(39.27) Чем сумма частей своих.
(39.28) Так что лучше камней громыханье,
(39.29) Чем цепей бряцание златых.

Строки 39.1 – 39.4 очень напрашиваются на параллель с древнеиндийской философской системой Санхья (практической стороной которой является знаменитая Йога). Ведь здесь практически названы все три Гуны (качества, свойства), образующие мир: Раджас (способность к движению, изменению), Тапас (твердое, инертное) и Саттва (светлое, прозрачное). Впрочем, возможно это просто похожесть. Ведь дальше (39.5 – 39.10) все про Бога (Единого) и его различные проявления. И все в этом мире закономерно (как бы говорят строки 39.11 – 39.25). И все взаимосвязано, опираясь друг на друга. И все глубоко системно (39.26 – 39.27).

(40.1) Пути движения – к корням возврат,
(40.2) А в слабости его достоинство.
(40.3) Из сущего возник весь мир вещей,
(40.4) Но сущее родилось из Не-Сущего.

И наше, человеческое развитие – это всегда единение с миром, его все более глубокое и полное понимание (строка 40.1). А это единение предполагает отказ от эгоизма, самости, умение делать то, на что выводит Путь, согласовывать свои действия с обстоятельствами, что многие могут называть слабостью (40.2).