Классика

   Дао Де Цзин (часть 2, чжан 7-11)

Повторим еще раз те строки, на которых мы остановились.

(6.1) Дух долины вовсе не мертв:
(6.2) Говорят, что начало он женское, начало мистическое.
(6.3) А еще говорят, что врата его
(6.4) Подпирают Небо и Землю.

(6.5) Используй его непрестанно,
(6.6) Но не свершая дознания.

О чем говорит в этих строках автор? Трудно сказать, убежден ли в этом сам автор, и ссылаясь на многих он просто усиливает свои утверждения, или же автор таким образом снимает с себя ответственность за сказанное… Но Дух долины "в которой мы живем", или в нашем понимании – наш Путь, живой и изменчивый, но всегда добрый и заботливый к нам ("начала он женского"), как наша мать, являясь отражением нашего внутреннего (мистического) начала. Но на нем (строки 6.3, 6.4.) держаться все достижения человечества (информационные ресурсы уже сейчас стали экономически более значимыми, чем материальные). И грех не пользоваться таким помощником и союзником в движении к нашей Цели (строка 6.5), даже если мы и не состоянии пока понять его сущность (т.е. не тратя попусту сил и времени на его понимание).

(7.1) Небо вечно и Земля древна.
(7.2) Отчего? Да оттого, что мироздание
(7.3) Существует не с бухты-барахты.
(7.4) Потому и пребудет вовеки.

(7.5) Быть последним стремиться Мудрый,
(7.6) А становиться самым первым.
(7.7) От себя отрекаясь, находит спасение.
(7.8) Состояться ведь можно лишь для себя умерев.

Мудрость древних поражает. Идущие из самой глубокой древности традиции (Индийская Тантра и логика Навья-Вьяйи, китайские источники, из которых видимо и исходил автор Дао Де Цзина) упорно несут с собой если не материалистический, то глубоко системный и очень функциональный подход к миру, к которому современная наука (возникшая в стенах монастырей) лишь начала приближаться. Перечитайте еще раз строки 7.1 – 7.2. Все сущее не случайно. И каждый из нас не только возник не случайно, но и живет не случайно, не просто так, лишь бы жить, а для какой-то (у каждого своей, ведь все мы разные) Цели. И лишь достигнув ее (после смерти) он "прибудет вовеки". Впрочем, это вовсе не значит, что все будущее можно предсказать. Поэтому и разумно полагаться в этой жизни не на расчет, а на некую высшую Мудрость (с большой буквы), мудрость Цели и ведущему к ней Пути, воспринимаемую нами как нечто индивидуальное, но себя никому не навязывающее. Лишь отрекшись от своего эгоизма (стоки 7.7 – 7.8), мы сможем почувствовать и увидеть его, наш Путь, становящийся для нас со временем первым учителем и советчиком. Лишь уничтожив, точнее умерив свои минутные желания, можно состоятся как личность, неотделимая от окружающей нас Вселенной, как ее неотъемлемая, естественная часть, руководимая Мудрым, и потому мудрая сама.

(8.1) Высшее благо воде подобно,
(8.2) Повсюду несущей добро и текущей низко,
(8.3) Безропотно там, куда идти не хочется людям.
(8.4) В этом близко оно Пути.

(8.5) Есть ли дома цена – от земли, на которой стоит он,
(8.6) Благо разума – глубина,
(8.7) Если дружба любовью полна,
(8.8) Если честность речь озаряет,
(8.9) И порядком правление славиться,
(8.10) Если в деле главное – мастерство,
(8.11) А в поступке – его своевременность,
(8.12) То покой – вот благо Пути:
(8.13) С миром в сердце с него не сойти.

До чего многозначны и глубоки древние поэтические философские тексты. Проза конкретна, поэтому так трудно передать ей всю многозначность поэтического афоризма. Да, наш Путь, подобно воде, утоляет нашу жажду Цели. Цели, без которой жизнь человека немыслима, так уж он устроен. И в отличие от других, перечисленных в стоках 8.5 – 8.11 свойств человека, Путь дает нам такое вожделенное внутреннее спокойствие. И лишь имея действительно достойную, направленную на благо людей Цель (мир в сердце) мы можем твердо оставаться на своем Пути, сохранять этот покой в душе, так облегчающий нашу жизнь и ее понимание.

(9.1) Взять, что душа пожелает,
(9.2) Хорошо, конечно, но намного лучше – вовремя остановиться
(9.3) Проницательный не будет долго хранить богатство.
(9.4) Полный яхонтов дом не сберечь никакими сторожами.
(9.5) Власть, богатство, гордыня
(9.6) Несут гибель с собою.
(9.7) Как только успех и слава
(9.8) Приходят к тебе, отстраняйся
(9.9) На отдых заслуженный, а бразды забудь.
(9.10) Так повелевает Путь.

Что же тут комментировать. Все более чем понятно. Власть, богатство и все такое, если они в избытке, мешают действию Пути. Запах Цели так не похож на запах Денег. А поскольку Путь не может вести в никуда…

(10.1) Душу тварную можешь ли ты усмирить,
(10.2) К Одному прилепиться и не отрываться вовсе?
(10.3) А дыхание унять – чтобы нежным стало, как у дитяти
(10.4) Взор духовный очистить можешь ли добела?
(10.5) И любить весь народ и страною править, будучи неприметным?
(10.6) Уподобиться можешь ли женщине, что безучастно отворяет и запирает врата небесные?
(10.7) И пронизывать света четыре стороны мыслию, но не вмешиваться – можешь ли?
(10.8) Подталкивай и подкармливай их;
(10.9) Подталкивай, но не хозяйничай.
(10.10) Действуя, будь независим;
(10.11) Будь вождем, но не властелином –
(10.12) Таковы добродетели мистика.

Здесь требуется, пожалуй, лишь небольшое напоминание, касающееся последней строчки. Мистическое, значит таинственное. Умение слушаться таинственного, логически необъяснимого, нашего Пути, говорящего с нами через некоторые образы, людей и ситуации "переключатели" (нашего внимания), "якоря", с помощью некоторого нашего интуитивного "внутреннего голоса" – не синоним ли это мудрости?

(11.1) Много спиц в колесе
(11.2) Но все сходится в ступице, которая на ось одевается.
(11.3) Если б дырки не было в ступице,
(11.4) То бессмысленная вся конструкция.

(11.5) А горшки, что горшечник лепит,
(11.6) Могут разных быть форм и расцветок,
(11.7) Но если внутри не пусты,
(11.8) Их не сможешь использовать ты.

(11.9) Взять жилье, что возводит строитель,
(11.10) Лачугу или царя обитель,
(11.11) То любое его убранство
(11.12) Не заменит внутри пространство.

(11.13) Так имеющееся порождает достоинства,
(11.14) А отсутствующее рождает возможность использования.

Но оставим читателя в раздумье перед этой извечной дилеммой: "пространство (и борьба за него) – время (и его превращения в результат). Продолжим как-нибудь позже…