Классика

   Дао Де Цзин (часть 11, чжан 57-60)

О чем же дальше пишет Лао Цзы? Посмотрим…

(57.1) Царством правь, опираясь на правду
(57.2) - Лишь в сражении хитрость подмога".

(57.3) Воздержись и твоим будет мир.
(57.4) Я узнал это вот откуда:
(57.5) Рост запретов ускоряет нищание;
(57.6) Изобилье оружия в пучину ввергает страну;
(57.7) Мастерства процветание много чудных диковин являет;
(57.8) Ширится лихоимство с каждым указом.

(57.9) Потому-то и скажет Премудрый:

(57.10) Если я удержусь, люди к лучшему переменятся.
(57.11) Устремлюсь к тишине - и порядок они наведут.
(57.12) Если перетерплю, придут они к процветанию.
(57.13) А желаний лишусь - и каждый порядочным станет.

В стоках (57.1 - 57.2) все ясно. Другое дело (57.3). Воздержись. От чего? Очевидно, от насильственного изменения естественных процессов. Об этом же более подробно и остальные строки (57.4 - 57.13). Эта идея ненасилия не отделима от идеи Пути.

(58.1) Если с прохладцей править,
(58.2) Не нарадуется народ;
(58.3) Ну, а взыскателен будешь,
(58.4) Спокойно никто не вздохнет.

(58.5) "Горькая участь удачу кличет,
(58.6) Легкая участь беду приводит".

(58.7) Заблужденье подобное
(58.8) Мы не разделим -
(58.9) Ведь правдой тогда назовем
(58.10) Престранные отклоненья
(58.11) Вроде того, что одним волшебством
(58.12) Можно явить добро.
(58.13) О, как могли мы
(58.14) Блуждать в трех соснах до сих пор?

(58.15) Потому человек Премудрый,
(58.16) Хоть и точен, к резкости не приходит,
(58.17) А в честности от пагубности далек.
(58.18) В прямодушии он не жесток,
(58.19) Превосходством не подавляет.

Здесь, пожалуй, есть смысл перейти от комментариев (мы, надеюсь, уже в достаточно степени убедили читателя с схожести позиций Дао Де Цзин и нашей Веры Пути) к большему углублению в исследуемый текст. Приведем для этого официальный перевод этого места из двухтомника Древнекитайской философии, Академического издания 1972 года. "Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным. О несчастье! Оно становится опорой счастью. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. Справедливость снова превращается в хитрость, добро - в зло. Человек уже давно находится в заблуждении. Поэтому совершенно мудрый справедлив и не отнимает ничего у другого. Он бескорыстен и не вредит другим. Он правдив и не делает ничего плохого. Он светел, но не желает блестеть". Добавим лишь, что совершенно мудрый, т.е. на нашем языке верующий в свой Путь, "не отнимает ничего у другого" не потому, что вышел из заблуждения. Да, он из него вышел. Но потому, что обрел силу, опирающуюся на поддержку Пути, обрел покровителя, сильнее которого нет ничего, ибо этот покровитель - окружающий его мир. Именно ненасилие привело его в гармонию в миром, давая ему такого покровителя. Он стал сильным потому, что сначала стал нравственным.

(59.1) "Чтоб людьми управлять или Богу служить,
(59.2) Не сравнится ничто с припасенным впрок".

(59.3) "Припасенное впрок" означает накопленный бережливо
(59.4) Силы Благой такой запас,
(59.5) Что по плечу любые преграды,
(59.6) Свершенья любые. Неисчислимы
(59.7) Ее пределы. И государь
(59.8) Правит страною смело -
(59.9) Века простоит его царство,
(59.10) Коли сможет в нем Мать проживать.

(59.11) Благая Сила эта коренится
(59.12) В Пути таинственных глубинах,
(59.13) Основу неизменную слагая
(59.14) Бессмертию души и имени.

Не будем возвращаться к повторам - сказанное в строках (59.1 - 59.10) в сущности всего лишь повторение. Нам интересны прежде всего строки (59.11 - 59.14). И здесь все сказано верно: силу дает Путь, рождая со временем бессмертие имени. Хотя самому носителю этого имени и нет дела до своего бессмертия.

(60.1) Правь великой страной,
(60.2) Будто из малой рыбешки стряпню готовишь.

(60.3) Злые духи вселенной
(60.4) Теряют неземную силу,
(60.5) Если государь по Пути,
(60.6) Не сворачивая, продвигается.
(60.7) Пусть еще не исчерпаны
(60.8) Их бесовские чары,
(60.9) Но для людей безвредны.
(60.10) Премудрый безвреден тем паче.

(60.11) Если Премудрый и люди
(60.12) Поладят между собою,
(60.13) Сложится и преумножится
(60.14) Их добродетель.

Здесь мы косвенно прилегаем к очень интересной теме реальности и мистики. Их связи, точнее отсутствия таковой у человека Цели. Ведь верующий в свой Путь уходит от традиционной мистики чуда, и все чары древнего мира теряют над ним свою власть. Он начинает жить в мире совсем другой мистики - мистики системности и недоступных нашему восприятию, но вовсе не скрытых закономерностей ни от кого сознательно не скрываемых. Его начинают удивлять и поражать совсем другие вещи - не то, что чудеса происходят, а то, что они происходят так редко. И эти чудеса ему неинтересны именно в силу своей редкости, непригодности для научного анализа. Но главное - он перестает боятся. И этим приобретает уже почти абсолютную защиту от традиционной мистики.