Алгоритмы творчества

АЛГОРИТМЫ ТВОРЧЕСТВА

1. ШАГ 1 [АНАЛИЗ ЗАДАЧИ].
Выявление и уточнение вызвавшей задачу функции.

        В отличие от формальных построений в математике или физике, в жизни мы практически никогда не сталкиваемся с задачами, изначально строго и точно сформулированными. Понять, что перед нами стоит задача легко (мы можем назвать так все, что нас хоть чуть-чуть "озадачивает"). Гораздо труднее понять, что же за задача перед нами стоит? Шаг 1 алгоритма НПЕ и состоит в осознании факта возникновения задачи, трудности, и выявлении (формулировке) вызвавшей эту задачу функции, т.е., в соответствии с представлениями ФРП - той функции, недостаток ресурса для выполнения которой и вызывает эту задачу. Это этап анализа задачи, ее понимания (т.е. построения ее модели).
    Для достижения цели этого этапа (правильной формулировки плохо выполняемой функции) рекомендуется использовать описанные ниже приемы. Сразу заметим, что перечисленные здесь приемы, конечно, не исчерпывают всех возможных приемов уточнения задачи (плохо выполняемой функции). В сложных случаях, например, может быть полезным построение схемы потоков взаимодействий элементов анализируемой системы, что делает достаточно наглядным процесс ее функционирования, позволяет более четко выявить основные проблемы, имеющиеся в системе (ситуации) и те, которые могут возникнуть в ней в будущем и, конечно, может быть использовано многое другое.

1.1. [ЗАДАЧА] ПРОВЕРКА ИСХОДНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
НА НАЛИЧИЕ ЗАДАЧИ.

    Первый рекомендуемый прием на шаге 1 алгоритма НПЕ - проверка исходной проблемной ситуации на наличие задачи. Это достаточно важный и достаточно сильный прием, чтобы рекомендовать не пропускать его несмотря на наше указание в 1 части пособия о том (см. оценочную компоненту алгоритма - модель решения задачи человеком), что приемы решения задачи на каждом шаге алгоритма выбираются из предложенного набора в зависимости от условий и характера задачи и того, как хорошо человек, решающий задачу, этими приемами владеет (в самом деле, как же он может применить прием, которым не владеет), т.е. насколько они свернуты у него в ЛПК.
    Указанная проверка (на наличие задачи) легко выполняется с помощью постановки простого вопроса "А что будет, если задачу вообще не решать?". Приведем примеры.
    
    1.1.1. (Задача Г.И.Иванова): Как цыпленку, перебраться через широкий для него ручеек к своей маме, стоящей на другой стороне ручья рядом со скорлупкой от яйца, из которого этот цыпленок вылупился час назад? Светит солнце, но цыпленку одиноко, холодно и мокро. Что ему делать?
    РЕШЕНИЕ. Начнем с вопроса "А что будет, если задачу вообще не решать?". Из анализа условий задачи легко выясняется, что если просто подождать, то ручеек, возникший после дождя, скоро высохнет. Задачи просто нет.
    
    1.1.2. (Задача С.С.Литвина): В 1941 г. перед началом войны начались диверсии на советских судах, стоявших в портах Германии - немцы при погрузке устанавливали мины. На одном корабле возникло подозрение, что груз минирован. Заявить немецким властям нельзя - объявят провокацией. Искать самим невозможно, поскольку груз состоит из большого числа ящиков. Как быть?
    РЕШЕНИЕ. В море выходить нельзя, можно взорваться. Задачу надо решить здесь, в порту. Начнем с вопроса "А что будет, если эту задачу (оставаясь в порту) вообще не решать?". Подождать? В заданной ситуации это можно сделать, скажем объявив, что корабль не может выйти в море из-за неполадок в двигателе... Понятно, что это и есть решение задачи.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
1.1.3. Как заработать много денег?

1.2. [ОБЪЕКТ] ПОИСК (ВЫБОР) ОБЪЕКТА ФУНКЦИИ

    Если задача с самого начала не поставлена перед нами явно (нет четких указаний на один конкретный носитель функции, для выполнения которой не хватает ресурса) необходимо произвести предварительный выбор такого объекта (иначе нам не сформулировать функцию). Это делается с помощью постановки уточняющих вопросов "у кого трудность?", "перед кем стоит задача?", "кому это надо?" - нам самим или некоторому активному объекту проблемной ситуации, который выбирается простым перебором, с рассмотрением того - кто, что, и зачем делает.
    Процесс выбора носителя проблемной функции может быть и итерационным - вы уже поняли, что вам что-то мешает, но еще не поняли, что именно. И можно попробовать еще раз (мысленно) проделать все необходимые действия проблемной ситуации (повторить "условие задачи"), пока вы не дойдете до упора, до той непреодолимой трудности, которая и есть задача, до того места, объекта, времени, где она и проявляется наиболее ярко. Приведем пример.
1.2.1. Рассмотрим шуточную задачку "под каким кустом сидит заяц во время дождя?"
РЕШЕНИЕ. Задача поставлена явно (не как ситуация, а сразу как задача) и поставлена она перед нами - это нам надо узнать какие-то характеристики куста (собственно в этом и состоит задача - какие же характеристики называть?).
    Понятно, что эти характеристики не должны просто придумываться. Посмотрим, какие же дополнительные данные мы можем найти в условии задачи (а где же еще их искать, как не в условии?). А там такая характеристика только одна - идет дождь. Очевидно, что во время дождя куст мокрый. Это и есть контрольный ответ.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
1.2.2. Как избавиться от постоянного цейтнота?
1.2.3. Почему супруги со временем часто перестают замечать друг друга (уделяют друг другу гораздо меньше времени, чем в начале совместной жизни)?

1.3. [МЕСТО] УТОЧНЕНИЕ МЕСТА И ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАДАЧИ.

    Теперь, когда определен носитель вызвавшей задачу функции (когда уже есть с чем дальше работать) надо правильно выбрать место и время возникновения конфликта (ведь функция одного и того же элемента в некотором объекте или процессе может меняться в зависимости от места и времени использования этого элемента). Это осуществляется с применением "отсекающих" вопросов и, так называемой "9-ти экранной схемы сильного мышления".
    Под "отсекающими" здесь понимается вопросы, позволяющие постепенно ограничивать область поиска, как бы отрезая (отсекая) те места (то время), в которых конфликта точно нет. Это вопросы типа: "Эта проблема возникает в такой-то области, зоне, или в такое-то время?" - и если дан ответ "Нет", можно продолжит уточнение - "А в такой-то?".
1.3.1. Скажем, кто-то из ваших знакомых резко изменил к вам отношение. Желая найти причину вы уточняете: "Это может быть связано с (тем-то и тем-то)? Нет. А с этим?"
Этот прием можно использовать и для выявления или уточнения носителя вызвавшей задачу функции: "Появление этой задачи связано с ...?". Приведем более конкретный пример.
1.3.2. Рассмотрим шутливую задачку. Каждый вечер, ложась спать, человек звонит по телефону, и когда услышит ответ, кладет трубку и засыпает.
РЕШЕНИЕ ищется в диалоге с тем, кто эту задачку задал - такой диалог иногда называют игрой "Диалог с ЭВМ" или "Да-нетка" (задавший задачу может отвечать на ваши вопросы только "Да", "Нет" или "Вопрос некорректен", как старая ЭВМ):
Это связано со временем (он звонит всегда в одно и то же время)? - Нет -
Это связано с тем, кому он звонит? - Да -
Это связано с потребностями того, кому он звонит? - Нет -
Это связано с его состоянием? - Да -
Он болен? - Нет -
Он в это время бодрствует? - Нет -
Он храпит? - Да - ответ ясен: человек звонит соседу за стеной, чтобы разбудив его этим звонком, прекратить его храп, слышный сквозь стену, и заснуть самому.
При необходимости дополнительное уточнение места и времени возникновения задачи может быть получено с использованием так называемой "9-экранной схемы сильного мышления" или отдельных ее элементов, т.е. путем мысленного рассмотрения системы, в которой возникла наша задача, некоторой ее подсистемы (скажем найденного на предыдущем шаге носителя проблемной функции, зоны в которой возникает кофликт) и ближайшей ее надсистемы в настоящем (три экрана один под другим), прошлом (еще три экрана слева) и будущем (еще три экрана справа - всего 9). Приведем примеры.
1.3.2. (Задача Г.И.Иванова) Как строитель Александрийского маяка избежал казни, выполнив приказ императора и начертав "на века" его имя на маяке, но при этом действительно на века сохранив на маяке свое собственное имя.
РЕШЕНИЕ: При уточнении задачи, поскольку мы имеем дело со временем, естественно посмотреть, как наш объект - маяк и его подсистемы поведут себя в будущем (здесь нас интересует только будущее, те самые "века", на которые необходимо сохранить имя императора). Совершенно очевидно, что сам объект в будущем должен сохраниться (и это определяет выбор его элементов - материалов, из которых он сделан), но это отнюдь не мешает использовать и такие материалы (элементы - подсистемы маяка), которые в будущем разрушаться, и начертать имя императора на известке, которая со временем осыпется (а под ней, начертанное на камне, проявится имя создателя маяка).
1.3.3. Теперь не представляет труда решить и такую задачу (Г.И.Иванова): какую последнюю просьбу высказал крестьянин джину, выпущенному им из бутылки, чтобы остаться живым несмотря на то, что джинн поклялся убить его после выполнения этой просьбы.
РЕШЕНИЕ теперь, когда мы научились легко перемещаться по оси времени, достаточно очевидно: последняя просьба - убить его через 250 лет жизни.
    Наиболее полезный прием, который можно использовать на этом шаге - мысленно сдвинуться по оси времени в самое начало рассматриваемого процесса, туда, где конфликт только-только возник, к тому моменту, когда он еще не разросся, не набрал силу (не превратился еще в нашу задачу). Часто одного такого уточнения оказывается достаточно, чтобы задача была решена. Рассмотрим пример.
1.3.4. (Задача Г.И.Иванова): В начале конвейера по сборке радиоэлектронных устройств рабочий периодически кладет небольшие кучки радиодеталей, из которой работницы берут эти детали для последующей запайки в устройство. Поскольку детали в куче сцепляются между собой выводами, а взять их нужно быстрее, выводы часто отламываются. Как предотвратить их отламывание?
РЕШЕНИЕ: Пройдя по всей технологической цепочке поступления деталей к самому ее началу мы обнаружим, что эти детали поставляются на завод аккуратно уложенными в коробочки, из которых они достаточно легко вынимаются. Решение задачи очевидно.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
1.3.5. Произошел ли человек от обезьяны?
1.3.6. Жениться (выходить замуж) надо по любви или по расчету?
1.3.7. Сформулируйте требования к поведению и речи, усиливающие их суггестивное (внушающее) воздействие на других.

1.4. [ДЕЙСТВИЕ] ПРАВИЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ФУНКЦИИ.

    Теперь, установив носитель функции и локализовав место и время действия, необходимо правильно эту функцию сформулировать, а именно - в виде глагола в неопределенной форме, обозначающего характер действия (саму функцию) и существительного в винительной падеже, указывающего на какой объект (или процесс) это действие направлено (В.М.Герасимов, С.С.Литвин). Для уточнения того, о чем идет речь, к указанной паре естественно могут (и как правило это делается) добавляться уточняющие дополнения. При этом желательно, чтобы уже на этом шаге мы стремились получить формулировку, отражающую конкретное действие (характер которого мы уточним на следующем шаге), а не отрицание какого-то действия, и, конечно не просто призыв, лозунг типа "обеспечивать", "достигать", "осуществлять" и т.п..
    Любая функция всегда формулируется (и это естественным образом вытекает из ее определения, данного в 1 части пособия) для конкретного объекта в конкретных условиях его существования и всегда направлена на некий другой объект, находящийся "снаружи" от носителя функции. Так же, как результат любого действия всегда находится за пределами самого этого действия. При методически правильной, строгой формулировке функции происходит прежде всего дальнейшее уточнение (проверка правильности выбора) носителя и объекта данной функции (уточнение самой функции - задача следующего приема). Увы, но первая (не уточненная по приведенным ниже правилам) формулировка функции как правило оказывается относящейся совсем не к тому носителю, для которого мы ее определяли. А это, естественно, может не только затруднить поиск необходимых нам ресурсов, но и сделать такой поиск бессмысленным - найденные нами ресурсы могут не привести к решению задачи, ибо будут относится не к тем объектам и функциям, которые вызывают нашу проблему, и значит обеспечивать решение не той задачи, которую мы хотим решить.
    Для такого уточнения нам достаточно в цикле, т.е. до получения окончательной правильной формулировки (приведем здесь развернутый порядок действий):

    И еще один совет: если со строгим формулированием функции возникает сильное затруднение, можно подумать, что произойдет, если найденного нами носителя функции не будет вообще и попытаться сформулировать действие, предотвращающее эту воображаемую ситуацию (это, очевидно, и будет как раз то, что делает наш носитель функции).
Здесь требуются примеры. Начнем с простейших, окружающих нас предметов:
1.4.1. Попробуем определить, какова функция будильника?
РЕШЕНИЕ. Вероятнее всего первое определение функции будильника, которое приходит в голову: "будить человека". Это потребует уточнений. Рассмотрим ситуации:
    Выходит будильник плохо работает? Вовсе нет. Просто произвольные случайные формулировки функций надо уточнять. Теперь понятно, что функция (обычного, продаваемого в любом магазине) будильника не будить человека, а всего лишь издавать звук (в заданное время).
1.4.2. Определим функцию дверной ручки.
РЕШЕНИЕ. Объектами функций дверной ручки являются дверь и человек, причем "поток" действий идет от (активного) человека к двери. Значит объектом функции ручки является прежде всего дверь. Добавим к этому объекту глагол - получим функцию ручки "сдвигать дверь". Проверим правильность формулировки - увы, ручка сама сдвигать дверь не может, и значит мы должны поставить уточняющий вопрос "каким образом? Даем уточненную формулировку - "трансформировать" дверь" и добавляем дополнение: "трансформировать" дверь (для согласования с рукой)".
    В принципе можно сформулировать и функцию ручки по отношению к человеку, точнее руке человека (в рамках взаимодействия "рука человека - ручка двери") - "размещать" (удобно) руку.
1.4.3. Сформулируем функцию электрической лампы накаливания.
РЕШЕНИЕ. Ее функция чаще всего достаточно очевидна - освещать помещение. Может ли она сама освещать? Строго говоря, как и в случае с будильником, это делает свет (который она излучает). Значит ее функция обычно - излучать свет. Но если эта лампа стоит не в светильнике, а, скажем, в ящике на балконе, в котором вы храните картошку, то ее функция будет совсем другой - излучать тепло (чтобы нагревать ящик изнутри).
1.4.4. А теперь определим функцию нити этой лампы накаливания в обеих случаях (в светильнике и на балконе стоят совершенно одинаковые лампы).
РЕШЕНИЕ. Дадим предварительную формулировку - "проводить ток". Проверяем ее правильность - нить лампы накаливания сама может это делать? Да. Ставим уточняющий вопрос "Зачем?", и отвечая на него получаем уточненную формулировку - "преобразовывать электроэнергию (в свет и тепло)". Снова убеждаемся в том, что нить сама это легко делает. Ставим вопрос "Зачем?" и приходим таким образом к окончательной формулировке - "излучать свет и тепло". Т.е. в данном случае нить лампы накаливания как раз и выполняет, так называемую в функционально-стоимостном анализе, основную функцию всей техничесмкой системы (такую функцию, объект которой совпадает с объектом главной функции всей системы). Преобразовывать же электроэнергию в свет и тепло будет материал этой нити.
1.4.5. Приведем без подробных пояснений другие примеры формулирования функций:
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
1.4.6. А теперь читателю предлагается самому определить функции: ручки, мела, тетрадки, дневника, книги - в чем их сходство и различие? Определить функции чая и булочки. Поработать с определением функций для любых предметов по выбору.
1.4.7. Существует полезная ЗАДАЧА-ИГРА: придумывать функциональные названия окружающим предметам (рисовалка, сохранялка, перетаскивалка, сиделка и т.п.).
1.4.8. Сформулировать функцию мочки уха.
Подсказка: напоминаем, что функция формулируется для конкретных условий работы ее носителя и конкретного объекта функции.
1.4.9. Рассказывать ли супругу о случайной измене?
1.4.10. Определить главную функцию (цель жизни) человека.
Подсказка: сложность этой задачи вызвана нечетким (неоднозначным) пониманием как носителя, так и объекта функции - поэтому для получения однозначного (одинакового для всех) ответа необходимо сначала договориться что такое человек, и элементом какой надсистемы он является (где искать объекты его функций). Наиболее сильным, конструктивным определением человека, с точки зрения автора, можно считать следующее: человек - это биологический вид, живущий по законам социокода (отличающегося от биологического кода способами - формами - передачи, хранения и изменения).
1.4.11. Теперь легко определить основную функцию религии.
Подсказка: любая религия - это прежде всего элемент культуры; объект функции - люди (верующие); требуется определить характер (функцию) основного действия носителя функции на объект функции с учетом наших правил формулирования функций.
1.4.12. Проведите сравнительный анализ понятий душа и личность.

1.5. [СУЩНОСТЬ] ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ДЕЙСТВИЯ.

    Окончательное уточнение вызвавшей задачу функции можно осуществить за счет "углубления" в "физическую" суть явления (через постановку вопросов типа "что значит?"). Это, безусловно, самый трудный прием, хотя он и несколько сродни (по характеру работы) шагу 1.3. Ведь, строго говоря, надо (для правильно сформулированной на предыдущем шаге функции) хорошо понять, в чем же она, эта функция, состоит, перевести ее с привычного обобщенно-вербального выражения на язык точного понимания того действия, которое и вызывает ваши затруднения.
1.5.1. Например,
что значит "измерить" - это значит сравнить с эталоном,
;что значит "поймать" - значит удержать в одном - нужном вам - месте,
что значит "упорядочить" - это значит прежде всего различить по некоторому критерию
и т.п.
1.5.2. (Задача для детей, решаемая в игровой форме)
Как поймать быстроногого оленя?
РЕШЕНИЕ: Первый обычно приходящий в голову вариант - лассо. Но если мы накинули на оленя лассо (веревку), это еще не значит, что мы его поймали (скорее наоборот, это он поймал нас - ведь он же большой и сильный). Так что же значит "поймать"?
Поймать - значит удержать на месте. Как только мы это поняли - нам осталось лишь найти подходящие ресурсы для осуществления этого действия: ловчая яма, силки, клетка с приманкой, снотворное (положенное в приманку или выстрел ампулой) и т.п.
1.5.3. (Для детей) Придумать способы измерения расстояния.
РЕШЕНИЕ. Через предварительную постановку вопроса "что значит?", выясняем, что измерить - значит сравнить имеющееся расстояние с эталоном ("А в попугаях я длиннее"). Теперь (после ответа на этот сложный вопрос) решение найти очень легко (выбрать что-то в качестве эталона и предложить способ сравнения).
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.
1.5.5. Как измерить биоэнергию?
1.5.6. Рационализм или романтика. Что лучше?
Подсказка: из значений этих слов легко видеть, что они связаны с разными этапами постановки и достижения цели, а потому никак не противоречат друг другу.
1.5.7. Провести функциональный подход при анализе любой бытовой ссоры.
1.5.8. Зачем человеку свободное время?
1.5.9. Что такое обида и как с ней бороться? А что такое вина? Как бороться с ней?
1.5.10. Что такое сознание?
1.5.11. Что такое забывание?

Возврат на главную страницу