Алгоритмы творчества

АЛГОРИТМЫ ТВОРЧЕСТВА

     Под творчеством обычно понимают некоторую деятельность в области искусства, направленную на получение результата, чем-то отличающегося от результатов в этой же области, полученных раньше (другими людьми или самим творцом). Однако, нам решительно непонятно, почему люди обычно так однобоко, так не творчески подходить к вопросу о том, что же такое творчество. Кто же будет сомневаться, что например, математик, решающий сложную задачу, или физик, пытающийся объяснить непонятное явление, конструктор, создающий новое изделие, менеджер, столкнувшийся со сложной проблемой, да и многие-многие другие люди не художественных профессий также могут творить, причем многие из них делают это часто и не менее (а порой и гораздо более) охотно, чем так называемые гуманитарии. Ведь у "технарей" часто не менее тренированный мозг и как правило более логичный образ мышления.
     Давайте обобщим явление, и назовем творчеством любую деятельность по преодолению некоторой трудности, препятствия, проблемы. Кстати, слово "проблема", с переводе с латыни означает "задача". Так что давайте говорить по-русски: творчество - это процесс решения задач (новых для того, кто их решает).
     Но можно ли предложить какие-то общие приемы, направляющие этот процесс, делающие его более результативным? Если не считать, что талант - от Бога, то да. Более того, мы убеждены, что творчество - это достаточно легко приобретаемый навык. Это не некое таинственное чудо, а довольно часто встречающаяся часть повседневной жизни. Конечно, если у человека имеет этот навык, если он "владеет материалом", если у него хватает сил и желания использовать указанный навык на практике. Более того, мы убеждены, что творчество - это основная форма существования Вселенной, постоянно творящей новое. И творя, человек начинает жить в согласии с законами этой Вселенной, частью которой он является. Что же представляют собой эти приемы, эти алгоритмы творчества?
     На эту тему думали многие. Более того, существует масса рекомендаций о том, как "творить" в разных областях человеческой деятельности - литературе, живописи, музыке, различных областях техники. Разработаны и довольно общие алгоритмы творчества. Достаточно вспомнить о так называемой Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая, как показывает практика ее применения, имеет гораздо более широкую сферу приложений, чем заявлено в ее названии. И это несмотря на то, что она отнюдь непроста, и порой даже сами ТРИЗовцы не пользуются в реальной жизни строгими рекомендациями этой науки. Они зачастую просто пытаются использовать ее терминологию, показывая свою приверженность ей.
     Мы являемся сторонниками Функционально-ресурсного подхода (ФРП) к решению творческих задач. Нам кажется, что это не только проще, но и в большей степени отвечает реальному характеру работу мысли в процессе творчества, в большей степени согласовано с реальными процессов "создания" нового в природе. Во всяком случае, мы пока не встречали ни одной задачи, процесс получения контрольного ответа на которую нельзя было бы продемонстрировать с использование идей ФРП. Но зато знаем реальные задачи, решенные с использованием ФРП, но не поддающиеся решению по ТРИЗ.
     При этом ФРП имеет ярко выраженную деятельностную ориентацию. Ведь любая проблема - это прежде всего проблема поступка. Любая задача - это задача о том, что же делать (человеку) в сложной (проблемной) ситуации. Недаром же мы все время говорим о необходимости повсеместного творческого подхода к жизни, к любым ее проявлениям, в том числе бытовым, психологическим, социальным и т.п. Как совокупность приемов решения всех этих задач и предлагается ФРП.
     Суть ФРП крайне проста. Если перед вами стоит задача (проблема), то значит для выполнения некоторой функции не хватает ресурса. Именно нехватка ресурса для выполнения функции и воспринимается нами как задача. Значит, для ее решения достаточно лишь найти подходящий ресурс. И все. Просто, правда? Конечно, слово "ресурс" в данном случае очень многозначно, и характер необходимых ресурсов во многом зависит и от того, из какой области проблему нам предстоит решить, и безусловно, от характера самой проблемы. Да, найти этот ресурс оказывается порой нелегко. Каким же путем лучше идти в поисках этого ресурса? С чего начинать?
     Весь процесс решения задачи с использованием ФРП состоит из двух, по сути традиционных шагов: анализа (ситуации) и синтеза (решения - нахождения наиболее оптимального выхода из этой ситуации). Причем на каждом шаге предлагаются отдельные приемы, показавшие свою эффективность при решении многочисленных творческих задач в самых разных областях человеческой деятельности.
     При решении любой задачи, безусловно, необходимо не просто в некоторой степени владеть этими приемами (набить руку), но и упорно пробовать каждый из них по очереди (пытаться использовать эти приемы для уточнения задачи - понимания сути проблемы, или для нахождения подходящего ресурса - ее решения), применять их снова и снова, пока мы не получим необходимый результат. Более того, надо всегда быть готовым вернуться к самому началу (формулированию вызвавшей задачу функции), если не удается получить нужный результат на втором шаге нашего алгоритма ФРП - поиске нужного (для выполнения этой функции), наиболее доступного ресурса.
     Итак, начинаем с анализа задачи. Ведь в большинстве случаев задача не решается просто потому, что мы сразу бросились ее решать - перебирать варианты. Вместо того, чтобы сначала внимательно посмотреть, к какой ситуации мы находимся и что же собственно от нас требуется - провести анализ задачи. Грамотный и полноценный анализ - верный залог успешного синтеза эффективного решения. Главное здесь не спешить, не суетиться. Мы предложим здесь несколько приемов, помогающих правильно понять задачу, четко определить, что же нам нужно получить в результате.

Приемы первого шага алгоритма поиска решения проблем
на базе функционально-ресурсного подхода: анализа и уточнения ситуации.

№ приема Краткое описание сути приема Контрольный вопрос, помогающий в применении приема
1 Проверить, а есть ли вообще задача (осуществить мысленный сдвиг ситуации в будущее)? Что будет, если задачу вообще не решать?
2 Выбрать объект, вызывающий конфликт (проблему). При необходимости выделить подзадачу (уточнить и ужесточить ситуацию) У кого (у чего) проблема? Кому нужно ее решение (кому плохо)?
3 Уточнить место и время конфликта (осуществить мысленный сдвиг ситуации в прошлое, в точку возникновения конфликта). Когда и откуда (начался конфликт)? "Глубокий анализ" ситуации, ее "истории".
4 Уточнение характера конфликтного действия - строгая формулировка вызвавшей проблему функции: по отношению к чему и какое конкретно действие выполняется плохо (или не выполняется совсем). Зачем (описание действия)?
Каким образом (описание действия)?
5 Уточнение сущности выявленного конфликтного действия, его "физического" смысла Что значит (описание действия, выявленного с помощью предыдущих приемов)

А здесь лежит полная схема в формате Microsoft Word 95

Далее мы дадим более подробное описание каждого из предлагаемых приемов и приведем примеры их использования при решении различных задач.

Продолжение материала

Возврат на главную страницу