Сутры новой веры

Общество и человек

Человек и Цель

Цель и Путь

Путь и ритуал

1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7

Глава 4. ПУТЬ И РИТУАЛ. (сутры 1-8)

Слышу голос из прекрасного далеко –
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
"А сегодня, что для завтра сделал я".

/Песня из к/ф "Гость из будущего "/

Помощь в Пути
/Фраза из к/ф "Сила одиночки"/.

4.1. Наивные правду говорят, мудрые к ней подводят.

Проницательный читатель, возможно, заметил: мы почти нигде не утверждается, что все написанное здесь правда. Что так и надо жить. Все написанное здесь - это предложение подумать, набор тем для размышлений. Которые, в свою очередь, только и могут родить желание изменений, принятие некоторого направления этих изменений. Которое ЧЕЛОВЕК (см. 1.4.) и будет называть правдой. Правдой, открытой, добытой им самим. Мы всего лишь пытаемся помочь кому-нибудь в поисках того, в чем он больше всего сейчас нуждается. Посмотреть на все с разных точек зрения (образующих, как нам кажется, некую линию, ведущую к бесконфликтному обществу). Но приведет ли она хоть куда-нибудь? Этого нам знать не дано…

Да и как бы ни хороша была любая теория, всегда ли она согласована с практикой? Ведь каждый из нас имеет немало обязанностей по отношению к другим людям. Обязанностей зачастую мелких, пустяковых, бытовых – но их так много. До ПУТИ (см. 3.3.) ли тут? Даже если он и направлен в конечном итоге к общественной выгоде, рядом с тобой живут конкретные люди, которые всегда важнее любых идей. Поэтому рассмотрим, как согласуются некоторые из этих обязанностей с нашей ВЕРОЙ (см. 1.11.), ряд более конкретных случаев этого согласования. Даже если кое-где это и будет выглядеть как повтор сказанного выше.


4.2. РИТУАЛ (def) – это ПРОЦЕСС (см. 2.8.) овеществления идеи, фиксация ее действием, он опирается на традицию и сохраняет стабильность общества.

Формально ритуалом называется фиксированная последовательность действий, не имеющая утилитарного значения (т.е. имеющая лишь символический смысл). Мы же слегка расширим значение этого термина, и будем понимать под РИТУАЛОМ (def) любую достаточно жестко фиксированную последовательность действий в конкретной ситуации. Ведь любая последовательность действий, так же как и ритуал в исходном смысле слова, обладает для общества символической ценностью, сохраняя фрагмент СОЦИОКОДА (см. 1.4.), делая ПОВЕДЕНИЕ (см. 1.3.) человека в социуме проще, а само общество стабильнее. Любая стойкая последовательность действий, т.е. по-нашему – ритуал, ценна прежде всего именно этим. Ритуал незаменим для упрощения нашего социального поведения, позволяя нам не задумываться над каждым нашим поступком, не потонуть в пучине сомнений – а правильно ли я поступаю?. Резко упрощая наше поведение, стандартизируя его, ритуалы стабилизируют общество, сохраняют его существование.  

Что, как не ритуал превращает нематериальную идею в конкретное, вполне "осязаемое" явление? И любая общественная идея – ничто, пока она не закреплена ритуалом (традицией), позволяющей передать ее в поколениях, сохранить (соответствующее ей) общество. Что, как не ритуал, обеспечивает глубокое усвоение нами этой идеи, ведь меняя свое поведение, мы меняемся сами? В чем, как не в ритуалах закреплены общественные традиции и моральные устои? На что, как не на ритуалы ориентированы все наши модели социального поведения, делающие нас тем или иным человеком. И не важно, например, какими ритуалами пользуется экстрасенс или психиатр, важно, чтобы пришедший к ним на прием человек был готов обнаружить в себе необходимые изменения после того, как эти ритуалы будут совершены. Не важно, что, например, все комсомольские характеристики в свое время были неотличимо похожи друг на друга. Важно, что они были, давая нам ОЩУЩЕНИЕ (см. 2.29.) стабильности и покоя.


4.3. Смена культуры – это смена принятых в обществе ритуалов.

Жизнь общества есть согласованная [между собой] совокупность РИТУАЛОВ (см. 4.2.), позволяющая людям не задумываться над своими действиями. Напомним хорошо известный всем пример – несогласованность ритуалов в Римской империи 1-го века до р.Х., которая явилась следствием экономического и политического объединения множества отдельных полисов, имевших своих Богов-покровителей и свои ритуалы. Именно эта немыслимая смесь ритуалов привела в свое время к достаточно быстрому распространению Христианства. Монотеистической религии, внутренне нелогичной (что, очевидно, лишь усиливало ее суггестивное влияние), опирающейся на захватывающе красивую легенду и предлагающей единые для всех ритуалы сохранения общечеловеческих ценностей. 

И совсем необязательно, чтобы смена культуры происходила резко, скачком. Более того, это на самом деле и невозможно. Ведь в рамках одной культуры всегда существует множество "подкультур", множество разных миров, от самых архаичных до самых новых. Однако все они уживаются между собой за счет одинаковости большой части их ритуалов, а также их преемственности.

И ОБУЧЕНИЕ (см. 2.26.) детей – это всегда, прежде всего, обучение их соответствующим ритуалам. Каким ритуалам ты научишь своих детей – таких детей ты и получишь. Если же нужным ритуалам детей не научат родители - их научат другим ритуалам другие люди. Здесь корни знаменитой проблемы “отцов и детей”. Отсюда идет мнение, что “Все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные - несчастны по разному”. Хочешь быть счастливым – согласуй свои ритуалы.


4.4. Ритуал меняет нас в такой степени, в какой мы потом не в состоянии изменить ритуал, постепенно начинающий приносить вред.  

РИТУАЛ (см. 4.2.) – это внешнее, та материальная основа, на которой живет “дух” общества. Но как часто ЦЕЛЬ (см. 2.6.), ради которой возник ритуал, забывается обществом, а ритуал, сохраняя стабильность этого общества, упорно держится в памяти людей, неся с собой НАСИЛИЕ (см. 3.26.), а значит и ограничение доступности нужных ЧЕЛОВЕКУ (см. 1.4.) ресурсов, т.е. то, что мы привыкли называть ЗЛОМ (см. 3.47.). Значит, ритуал, с одной стороны сохраняя ОБЩЕСТВО (см. 1.2.), с другой стороны зачастую лишает возможности развития ЛИЧНОСТЬ (см. 2.33.), благодаря совершенствованию которой только и возможно развитие общества. Но общество, как и личность, это живой организм, и он не может остановиться в развитии, что равносильно его смерти. Просто это (пока еще) гораздо менее разумный, менее развитый организм, чем отдельная личность. И развитие здесь, очевидно, надо начинать с личности. Личность же начинается с ЭТИКИ (см. 1.12.), с общественных законом, заключенных внутрь этой личности и составляющих ее основу. .

Т.о. мешая развитию нашей индивидуальности, Ритуал со временем губит общество, для сохранения которого он возник. Если, конечно, у составляющих это общество личностей (некоторого критического их числа) не хватает, желания, сил или привычки задумываться над целями своих действий и отдаленными последствиями своих поступков, совершаемых в рамках заданных обществом ритуалов.

К тому же, если Вы сознательно ли, по глупости ли, незнанию ли, недосмотру или небрежности нарушаете общепринятые ритуалы, то следует ли удивляться тому, что в глазах окружающих Вас людей может появиться СТРАХ (см. 3.34.). Так можно стать изгоем и героем. Более того, многие часто побаиваются просто людей умных, чувствуя в них УГРОЗУ (см. 4.9.) своим ритуалам. Ведь страх – это пока наша ведущая ЭМОЦИЯ (см. 2.29.).


4.5. Общественная ситуация ставит человека в определенную позицию, заставляя его играть определенные роли, чем и обеспечивается выполнение им общественно значимых функций.

Наше “эго”, наш внутренний мир – продукт изначально социальный. И естественно, это наше глубоко социальное “эго”, проявляет себя немного по-разному в различных общественных ситуациях. Оно выполняет разные, заданные обществом (и закрепленные в нашей памяти) ФУНКЦИИ (см. 2.1.), или, говоря иначе, играет разные роли.

Играя эти, заданные ВО (см. 2.37.) своего рождения и своей жизни роли, ЧЕЛОВЕК (см. 1.4.) становится для ОБЩЕСТВА (см. 1.2.) и для самого себя ЛИЧНОСТЬЮ (см. 2.33.). Его роли – это единственная и естественная форма его социальной жизни (напомним, что без общества, т.е. без этих ролей, никто из нас не может назвать себя человеком).

Все эти роли, точнее осуществляемые через них функции данного человека, можно трактовать на расширенном, общепринятом ЯЗЫКЕ (см. 1.5.), как выполнение им своего долга перед обществом. Конечно, живя в обществе, человек в полной мере отвечает перед этим обществом (в моральном, а зачастую и юридическом плане) за исполнение своих функций. Но строго говоря, поскольку он ничего не "занимал", не давал обещаний что-то вернуть, то он вполне может чувствовать себя СВОБОДНЫМ (см. 1.46., 1.48., 1.50.) – от каких-либо долгов, –  ориентироваться на свои ПОТРЕБНОСТИ (см. 2.13.). Если, конечно, эти потребности разумны, согласованы с потребностями других людей, естественно вписаны в иерархию ритуалов этого общества.


4.6. Человек становится для себя тем, чем он является для других, он таков, каковы его роли, формирующие большую часть его потребностей.

ЧЕЛОВЕК (см. 1.4.) отражает внешний мир, отражаясь в нем сам. И как совокупность наших ролей определяет, кто мы есть для общества, так она в значительной степени определяет и то, кто мы есть для себя, что “Я” за человек. Конечно, в ролях, “играемых” одним человеком, много общего, определяемого генетической предрасположенностью и единством, системностью его ЛИЧНОСТИ (см. 2.33.). Но нельзя отрывать это общее от самих ролей, ведь человек – это целостность, во всей совокупности своих проявлений. Измени эти роли – и ты изменишь человека.

Эти роли накладываются, сдвигаются, интерферируют. Их далеко не всегда можно четко распознать и, тем более назвать. И все-таки, человек осознает себя, прежде всего, через выполнение и осознание им своих ролей. Именно эти роли определяют его взгляды (занятия определяют понятия), формируют его интересы, направляют его ПОТРЕБНОСТИ (см. 2.13.), заставляют его развиваться в определенную сторону, или сдерживают его развитие (в других направлениях).

Иными словами, человек, по природе своей неспособный быть полностью независимым от чужого влияния, должен быть по возможности независим хотя бы от вещей, на которые опирается любой РИТУАЛ (см. 4.2.). Скажем так: он не должен быть продуктом того продукта, который им создается или продается. Его должен вести вперед ОБРАЗ (см. 2.16.), идея, ДОСТОЙНАЯ ЦЕЛЬ (см. 2.45.), а не предмет (и в том числе, конечно же, не деньги). Даже если этот предмет тесно связан с желанным обра­зом. Ведь любой предмет находится в настоящем, плохо переносит действие времени. И только идея может уютно чувствовать себя в будущем. 

Лишь сознательно относясь к своим ролям и задающим их ритуалам, корректируя их (в допустимых обществом пределах), мы корректируем свое эго, свою жизнь и свою СУДЬБУ (см. 2.55.). Становимся "самим собой". Осознание своих ролей делает человека СВОБОДНЫМ (см. 1.46., 1.48., 1.50.), а ясное ПОНИМАНИЕ (см. 1.2.) того, чего же он хочет и ТВОРЧЕСКОЕ (см. 3.48.) отношение к имеющимся РЕСУРСАМ (см. 2.2.) – счастливым. Что в свою очередь, помогает нам лучше понимать окружающие вас ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (см. 2.37.) и сильнее любить живущих рядом с нами людей.

Известно, например, сниженное внимание верующих людей, в частности православных, к общественно признаваемым ритуалам – и повышенное к своим, религиозным. Ведь они уже имеют цель. Однако эта цель еще по настоящему не осознана (что и понятно – она задана на сердечном уровне, уровне Анахаты). И отношение к общественным ритуалам (не направленным на их цель) у них также не осознано. Они уже не цепляются за них, но еще не поняли их значения и не вышли на режим их сознательного соблюдения.


4.7. Роли человека в обществе сохраняются и играются в рамках принятых ритуалов.

ЧЕЛОВЕК (см. 1.4.) - это общественное существо с механизмом сознания, может держаться в жизни только за две вещи: либо за ЦЕЛЬ (см. 2.6.), либо за РИТУАЛ (см. 4.2.). За ритуал держаться проще – до тех пор, пока этот ритуал сохраняется. Конечно, ритуал не исключает целеполагания, а движение к цели невозможно вне ритуалов: Человек Цели может жить ритуалами, и напротив – Человек Ритуала, конечно же, не лишен целей. Но когда ритуал прекращает свое целебное действие, единственно сохраняющее жизнь – хватит ли у нас сил удержать себя в этой жизни, если у нас не будет ориентира на цель? А ведь мир стоит на пороге если не смены ритуалов, то предельного сокращения их действия.

Однако сохранение своих ролей, т.е. по сути, сохранение ЛИЧНОСТИ (см. 2.33.) всегда обеспечивается через запоминание и "исполнение" ею небольших фрагментов СОЦИОКОДА (см. 1.4.) – ритуалов. Фрагментов, фиксирующих принятые в обществе отношения между людьми, принятую ЭТИКУ (см. 1.12.). Именно СУЕТА БЫТА (def) – это тот простейший способ с помощью которого наша надсистема связывает нас с реальностью. Не будь ее, мы все давно бы стали шизофрениками. Однако, именно суета ритуала, создавая мифический ореол осмысленности и давая ощущение полезности, отвлекает от спокойного ПОНИМАНИЯ (см. 1.2.) сути – значения Цели, идущей из Будущего. И если фиксация ПРОЦЕССА (см. 2.8.) позволяет конкретному человеку лучше сосредоточиться на нем, давая удовлетворение, делая этого человека счастливее, то с другой стороны, это же и мешает осознанию им своей Цели и может привести к ощущению бессмысленности данного действия, а в крайних случаях и всей жизни.


4.8. Поведением человека в обществе [в настоящее время] управляют два вида страха: страх физической боли и страх нарушения ритуала.

Наша ЭТИКА (см. 1.12.) формируется и поддерживается за счет двух видов ЭМОЦИЙ (см. 2.29.), которые мы условно назвали эмоциями ЛЮБВИ и СТРАХА (эмоцией положительной и отрицательной – см. 3.34.).

Находясь в начальных стадиях своего развития, общество, пока еще (для сохранения своей стабильности) чаще пользуется эмоцией страха – в частности, страха нарушения РИТУАЛА (см. 4.2.) и последующего отлучения от этого общества ("социальной смерти" личности). Именно стыд – страх отлучения – определяет большинство наших поступков.

Все понятно, ведь страх, эта охранительная эмоция, примитивна, понятна и легко достижима, т.е. легко может быть вызвана в других теми примитивными личностями, которые всегда стремятся к власти. Лишь сильные страсти, и лишь у очень немногих, могут пока заставить перейти от широко распространенных ритуалов к ритуалам новым для данного социума, преодолеть чувство стыда и страха. Но всегда ли такой переход полезен для общества? Ведь надо не просто построить новую СИСТЕМУ (см. 2.3.) ритуалов, надо улучшить и развить существующую, ибо ЗАДАЧА (см. 2.40., 3.41.) сохранения всегда важнее, труднее и почетнее задачи создания нового.