Сутры новой веры

Общество и человек

Человек и Цель

Цель и Путь

Путь и ритуал

1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7

Глава 3. ЦЕЛЬ И ПУТЬ. (сутры 1-8)

Быть может, снова улыбнется нежданная удача мне.
Я знаю, нить ее не рвется, лишь исчезает в глубине,
Чтобы опять неповторимо сверкнуть над солнечной волной
Спиной веселого дельфина, всегда плывущего со мной.

/Петр Красноперов/

Помни о Будущем!

3.1. Будущее формирует себя, проникая в прошлое через идею Пути, являющуюся сутью новой веры.

Любое ОБЩЕСТВО (см. 1.2.) переходит в новое качество только благодаря внутренним ресурсам (исключение составляет разве что современный цивилизованный Запад, обретший свою "цивилизованность", прежде всего, благодаря богатствам, награбленным в странах Востока во времена своего колониального господства). И эти внутренние ресурсы активизируются с помощью Новых людей (термин Н.Г. Чернышевского). Именно они, живущие ради Будущего своего общества (далеко не всегда четко осознаваемого, воспринимаемого скорее как общее направление движения) постепенно меняют сознание живущих рядом с ними, а с значит и мир, в котором они все вместе живут. У этих Новых людей (или как мы их называем "Людей Будущего"), в какой бы стране и в какие бы времена они не жили, очень много общего. И задача настоящего труда – выявить и ясно показать это общее. Наметить путь к его формированию у тех, кто считает себя достойным этой непростой, но благородной миссии – менять мир вокруг себя, делая его лучше. Больше того, мы постараемся показать это если не вполне научными, то, по крайней мере, вполне логичными методами.

Но мы еще раз должны предупредить проницательного читателя – ему будет нелегко. Как нелегко освоить другой язык – стать другим человеком. Препятствие можно обойти, только если оно имеет конечные размеры. Через стену бесконечной длины придется лезти, выходить в третье измерение.

Все мы движемся по лабиринту "Жизнь", по разному встречая его неожиданные повороты и тупики. И так хочется порой подняться над этим лабиринтом, взлететь вверх, чтобы с высоты увидеть план его ближайших ходов и выбрать себе дорогу. Для этого и написана данная книга. Только вот у каждого ли хватит сил на подъем, на выход в другое измерение? Ведь если первым измерением считать наши физические действия, поступки, второе место придется отдать определяющих их эмоциям. И значит, третье измерение – это, безусловно, наш интеллект, способный этими эмоциями управлять. А это, поверьте, не так просто... Вы готовы?


3.2. Рождаясь в определенных обстоятельствах, мы можем быть уверены: они будут к нам благосклонны, до тех пор, пока мы будем сохранять благосклонность к ним. 

Из предыдущей главы вытекает, что научный, т.е. системный взгляд на ЧЕЛОВЕКА (см. 1.4.), заставляет рассматривать его, прежде всего, как подсистему того, что мы здесь называем ВО (см. 2.3.) – четвертым уровнем нас самих. И очевидно, что (если, конечно, не говорить о форс-мажорных исключениях) ВО, нуждаясь в нас, "ведут" себя по отношению к нам, своим детям, своей неотъемлемой части достаточно благосклонно. Здесь больше подошло бы слово "согласованно". Но мы сознательно выбрали более эмоциональное и человечное "благосклонно", "доброжелательно" или даже "благорасположенно". На всякий случай. Создавая, таким образом, некую психотерапевтическую МЕТАФОРУ (см. 1.14.), влияющую, возможно, не только на человека, но и на сами эти обстоятельства… 

Эту согласованность нас с Природой обеспечивает наш ПУТЬ (см. 3.3.) – направленная на достижение ЦЕЛИ (см. 2.6.) последовательность возможностей выбора, в создании которой участвуют обе стороны – мы и окружающие нас ВО, точнее, их локальный (наш собственный) срез. Именно путь расставляет в нашей жизни "якоря" и ситуации, людей-переключателей (направляющих, переключающих наше внимание, а значит, порой, и  нашу СУДЬБУ – см. 2.55.), помещает в соответствующие РИТУАЛЫ (см. 4.2.). Именно путь показывает (точнее подсказывает) нам направление действия тогда, когда это действие становится необходимым, и обеспечивает возможность для размышлений и внутреннего роста тогда, когда мы может заняться собой.    


3.3. ПУТЬ (def) – это действующее по отношению к каждому ЧЕЛОВЕКУ (см. 1.4.) проявление потока силы и согласованности ВО (см. 2.37.), обеспечивающее достижение им ЦЕЛИ (см. 2.6.) ЖИЗНИ (см. 2.41., 2.43., 3.50., 4.9. и   4.50.) - основной объект веры Пути (РЛП).

Мы не беспризорники. Никто из нас. Родившись в среде ВО мы всю жизнь, связаны с ними. И живем, чтобы заботиться друг о друге.

Некая организующая сила, направляющая и гармонизирующая развитие окружающего нас мира – сейчас неважно как ее называть: БОГОМ (см. 1.9.), ВРЕМЕНЕМ (см. 2.22.), считать ее просто проявлением законов Вселенной или чем-то еще – не может не сказываться на существовании части этого мира, человека. И сказываться она, очевидно, должна так, чтобы наилучшим образом согласовывать человека с этим миром. Более того, эта сила проявляет себя по отношению к каждому человеку индивидуально, ведь каждый из нас рождается и живет в несколько разных ВО, уникален, а значит уникальным должно быть и проявление указанной силы по отношению к каждому из нас – наш Путь. Говоря по-другому, окружающий нас мир, характер нашей жизни, естественным образом рождает закономерности, для каждого свои, цепь СОБЫТИЙ (см. 2.29.), направленных к некой цели.

При этом, несмотря на уникальность нашего Пути, о нем нельзя говорить как о личности. Он лишен личностного начала, не персонифицирован в том смысле, как мы определили ЛИЧНОСТЬ (см. 2.33.) в предыдущей главе. Путь “един в трех лицах”: он одновременно объект (познаваемый в ощущениях, но недоступный непосредственному наблюдению большинством), явление (совокупное, всех законов природы) и процесс (воздействия силы окружающего нас мира на нашу жизнь). Он объективен и равнодушен, его задача – вести нас к (заданной ВО) цели. Согласие с которой, принятие которой нами, как личностью, только и позволяет нашему Пути действовать. В противном случае, ему крайне трудно согласовывать нас с обстоятельствами так, чтобы обеспечивать эффективное достижение нами заданной этими обстоятельствами Цели. Пока жизнь человека бесцельна, у него нет и "Ангела-хранителя", и чем выше цель, наличие которой мы осознаваем, чем в более высокие уровни надсистемы мы оказываемся вписаны этой целью, тем сильнее наш путь. Но кому много дано, с того много и спросится.


3.4. ПУТЬ (см. 3.3.) к ЦЕЛИ (см. 2.6.) недоступен для науки, рождающей пока лишь веру в этот Путь.

Современный уровень развития науки не может дать пока точного ответа о структуре Пути, о его пространственных, полевых, энергетических свойствах. О том, как он связан с категорией времени и информации. Поэтому мы и предлагаем, пока, ограничится Верой в него. Верой, еще не перешедшей в разряд точного знания.

Наш Путь познается через внутреннее ОЩУЩЕНИЕ (см. 2.29.), не поддающееся логике. Это ощущение порой проявляется необычайно остро, а порой исчезает вообще. Вера Пути (РЛП) лишь предлагает сохранять это ощущение даже тогда, когда нет никаких формальных поводов к этому. В любой ситуации выбора опираться не только, а может и не столько на логику (порой не способную правильно учесть все многообразие окружающего нас, такого изменчивого мира), и уж тем более не на образцы ПОВЕДЕНИЯ (см. 1.3.), навязываемые массовой культурой, сколько на это самое внутреннее ощущение. Быть, если хотите эгоистом (в хорошем смысле этого слова).

Нашему Пути вовсе не надо молиться, ему достаточно "жертвы знанием" – постоянной уверенности ЧЕЛОВЕКА (см. 1.4.) в наличии (у него) этого ПУТИ (см. 3.3.). И не важно, ВЕРА (см. 1.11.) будет творить те "чудеса", которые связаны с действием Пути, или эти чудеса будут происходить независимо от веры - главное, что они будут. Путь не надо ни о чем просить - он лучше нас "знает" ситуацию и свои задачи. Однако, во власти человека сделать свой Путь сильнее - как говорили в старину: "На Бога (т.е. на Путь) надейся, но сам не плошай".

И если Путь недоступен пока научному анализу, как и многое в окружающем нас мире (скажем то же Время), то это вовсе не значит, что его не существует. Он не менее реален, чем любое природное явление, чем любой БОГ (см. 1.9.). Его, этот Путь, четко ощущали многие, по-разному называя его: кто случаем, кто удачей, везением, СУДЬБОЙ (см. 2.55.), Ангелом-Хранителем, предначертанием, кто как-то еще.

Так, подарив читателям в первой главе СВОБОДУ (см. 1.46., 1.48., 1.50.), а во второй – БЕССМЕРТИЕ (см. 2.34.), мы дарим теперь ему надежного учителя и защитника в этой жизни – его Путь.


3.5. Путь с нами был всегда, меняя лишь названия. Восток и Запад он родит между собой.

Сравните восточные идеи Кармы, Дао, вспомните о значении личного Ангела-хранителя в Христианстве, оцените веру в предопределенность Мусульманина (помните у М.Ю. Лермонтова, “Судьбе как турок иль татарин я за все равно благодарен”), и вы найдете очень много общего с идеей личного ПУТИ (см. 3.3.). Видимо, люди всегда ощущали существование этого Пути, всегда верили в него, но только Вера Пути (РЛП) дает некоторое обоснование его наличия, опирающееся на современную науку. Ведь что такое карма, как не обобщенный образ совокупности социальных обстоятельств рождения и предшествующего существования человека, задающих его роль в обществе, его Цель жизни. Ее нельзя изменить. Но ее можно осознать, обеспечивая, тем самым, переход от бесцельного существования животного к осмысленной жизни ЧЕЛОВЕКА (см. 1.4.).

При этом ЦЕЛЬ (см. 2.6.), индивидуальную цель каждого из нас (если, конечно, она достаточно велика, и даже выходит за пределы жизни, и при этом соответствует средствам) можно рассматривать как путеводную звезду, освещающую нам этот наш Путь.


3.6. ПУТЬ (см. 3.3.) к ЦЕЛИ (см. 2.6.), как и все, имеет цель и форму.

Где бы Вы повесили фонарь, чтобы максимально хорошо осветить темную дорогу перед Вами? Конечно сверху и чуть-чуть сзади (чтобы свет не слепил глаза). Именно там, сверху и чуть-чуть сзади, можно расположить наш воображаемый Путь - чтобы было куда обращаться, если порой очень захочется сказать ему что-то важное. А поскольку все в этом мире имеет цель (существует для чего-то) и форму, то можно, если кому-то это очень нужно, представить наш путь, скажем в форме белого, излучающего свет шара, всегда находящегося там, рядом с нами. Чтобы он всегда мог вовремя прийти нам на помощь, которой мы, скорее всего, даже не заметим. В предельном случае он почти сливается с нами. И не его ли рисовали художники в виде сияющего нимба над головой святых праведников?

Ограниченность наших знаний о мире, точнее сказать, ограниченность наших физиологических возможностей познания этого мира, мешает нам, пока, построить более полную и точную модель нашего Пути. Но мы можем представлять себя самого, например, как некий канал, по которому ЭНЕРГИЯ (ср. 2.23.) от Земли поступает к нашему Пути, в то время как Путь передает по этому каналу ИНФОРМАЦИЮ (см. 2.17.) на Землю. И чем чище этот канал, чем выше его энергоемкость (пропускная способность), тем сильнее наш Путь, тем лучше мы ощущаем его присутствие, тем комфортнее для себя и полезнее для других будет наша ЖИЗНЬ (см. 2.41., 2.43., 3.50., 4.9. и 4.50.).

"Энергия" Пути, она сродни энергии продолжения жизни. И может быть, поднимая по древним методикам Кундалини, мы соединяем Мулядхару не с Сахасрарой, а с тем надличностным, что расположено вне нас, над нами, освещает нам путь в жизни, ведет по ней…


3.7. Наш ПУТЬ (см. 3.3.) ведет нас по жизни, а в особо тяжелых случаях “несет нас на руках”, сохраняя нам при этом – как заботливые и умные родители – иллюзию свободы выбора в мелочах.

Приведем здесь небольшую притчу, взятую из книги Дж. Джампольски "Любовь побеждает страх":

"Человек завершил свою земную жизнь и предстал перед Богом. Господь показал ему всю его жизнь и уроки преподанные ею. Закончив, он сказал: "Сын мой, не хочешь ли ты спросить о чем-нибудь". И человек ответил: "Когда ты, Боже, показывал мне мою жизнь, то я заметил, что в лучшие мои времена по жизненному пути шло два следа. и я знал, что ты со мной. Однако в трудные времена по моей жизни идет один след. Почему же ты покинул меня в нелегкий час?" "Сын мой, ты не так понял,ответил Бог.В самом деле, в счастливые дни я шел с тобой и направлял тебя. Но в трудные времена я нес тебя на руках".

Теперь осталось заменить слово "Бог" на слово "Путь", перейти от мифологии к науке, и мы получим простое и эмоционально-образное описание сути веры в него, основы РЛП. Ну а если кому-то уж очень не нравиться слово "Путь", он можем считать, что его ведет личный Ангел-хранитель, или даже, что это его Будущее помогает ему в своем осуществлении.

Вот это неизгладимое ОЩУЩЕНИЕ (см. 2.29.), что в трудные времена вашей жизни кто-то (или что-то) "несет вас на руках" и составляет основу и глубинную суть новой веры (РЛП). Просто здесь это ощущение дополнено научными моделями мира и ЧЕЛОВЕКА (см. 1.4.), оно максимально (насколько возможно на данный момент развития общества) обосновано. Здесь осуществлена попытка показать внешние факторы, подводящие человека к появлению у него такого ощущения.

Представьте себе путника, застигнутого в дальней дороге туманом или даже пургой. Насколько неуютно он будет чувствовать себя в степи или в лесу. И как спокойно ему будет, если он стоит на твердой дороге. Туман (жизненных проблем) рассеется, и он снова пойдет по этой дороге вперед, в своей ЦЕЛИ (см. 2.6.)

Конечно, бывают редкие люди, которые говорят, что мол ”одного Бог ведет по жизни, а другого тащит, при этом голова бьется по булыжникам”. Однако наш жизненный путь отнюдь не вымощен булыжником, и если у человека не хватает УМА (см. 2.21.) и ЭП (см. 2.23.), чтобы Путь мог вести его, то пенять тут не на кого, кроме как на самого себя. Ибо единственное, что не способен одолеть наш Путь - это наша собственная непроходимая (для этого пути) глупость, косность и равнодушие.

Наш Путь светит нам сквозь толщу нашего невежества так же, как солнце светит рыбам сквозь толщу воды. И чем человек умнее, или, говоря другими словами духовнее, "продвинутее", чем ближе он к поверхности истины, тем виднее ему свет Пути, тем ярче он освещает всю его жизнь.

Увы, все наши беды идут от нашей собственной глупости. Зла нет, есть лишь один самый тяжкий грех – невежество, ограниченность, всегда связанная с БОЛЕЗНЬЮ (см. 1.11.) человека (его низким ЭП) или болезнью общества – инфантильной неустановившейся культурой.


3.8. Реальность Пути, выбора нас обстоятельствами, легко проверить в ситуации выбора, когда мы обнаруживаем, что выбора нет.    

С нами часто происходит то, чего мы подсознательно ждем, к чему внутренне готовы. Мы как бы притягиваем ситуацию. Но причина этого не только в нашем ожидании или способности предвидеть будущее. Конечно, мы всегда подсознательно выбираем из окружающих ОБСТОЯТЕЛЬСТВ (см. 2.37.) то, что более вероятно, считая это нужным нам самим – ведь мы живем в согласии с миром. Но такой выбор (его возможности) всегда ограничен, точнее кажется ограниченным. На самом деле его чаще всего просто нет.

Нам только кажется, что в любой момент настоящего мы можем уничтожить или дать жизнь некоему будущему. Первые впечатления, как мы уже писали, часто ошибочны. Мы можем лишь не согласиться с неким предложенным нам обстоятельствами выбором и тем самым отсрочить то, что все равно случиться. Но вот мы сделали свой выбор. Прошло время. Мы узнали результаты этого выбора и все обстоятельства, его вызвавшие. И почти всегда оказывается, что выбора то и не было. Он был заранее заложен в нас средой, нашим предыдущим воспитанием и сочетанием факторов, этот наш якобы выбор определивших. Таким образом, это не мы притягиваем ситуации, это ситуации притягивают нас. Так наше Будущее управляет нами – через ситуацию.

Ибо наш ПУТЬ (см. 3.3.) не есть нечто неестественное, надмирное, отвлеченное – в этом случае он просто не смог бы ничего для нас сделать. Он так же реален, как мы с вами, разве что не имеет материального воплощения. И это прекрасно, ибо это защищает его от случайностей. Он то идеальное, то "вечное", с которым никак нельзя разлучать наше материальное существование – исчезнет и то и другое.

Путь – наш идеальный Учитель. Возможно, именно поэтому его наличие не всегда легко обнаружить. Что бы не понимали под ИДЕАЛЬНОСТЬЮ (def) – просто высшую похвалу, или некую более конкретную, хотя и латентную (недоступную измерению) характеристику объекта (нам ближе именно этот подход), скажем, отношение суммы полезных (для надсистемы) функций этого объекта к сумме затрат на их выполнение – это понятие непростое для освоения. Даже в последнем, более конкретном случае. Когда – в силу закона подавляющего действия надсистемы – даже увеличить количество действительно полезных функций системы совсем непросто. Не говоря уже о том, чтобы сделать количество этих функций бесконечным. Но попробуйте уменьшить количество затрат! Да еще так, чтобы сделать объект максимально идеальным – свести эти затраты на нет.

Ведь тогда выходит, что идеальный аппетит – это его (аппетита) практическое отсутствие (при условии, конечно, сохранения его функций). А идеальный муж, - это муж, которого фактически нет (для экономии затрат), хотя все его функции (в том числе поддержки, помощи, готовности "взять на себя") постоянно выполняются. И идеальный учитель, с этой точки зрения, – это учитель которого формально нет (как нет нашего Пути на материально уровне), но благодаря которому человек учиться лучше всего. Именно таков наш Путь. Ведь он опирается на внешние, неосознаваемые нами ресурсы надсистемы.   

И тем не менее, чтобы заметить его достаточно лишь остановиться в своей привычной гонке за мелочами быта, награждающих нас ХЛОПОТАМИ (см. 2.51.), перестать быть ошалевшими от нее, осмотреться и немного подумать. Проанализировать СОБЫТИЯ (см. 2.29.). И вы легко обнаружите свой Путь. Проблема в том, что не каждого можно остановить, заставить оглядеться. Для того, чтобы это было возможно, нужен или соответствующий характер, или (точнее даже "и") приличный ЭП (см. 2.23.). Или некое новое мировоззрение, религия, например та, которая предлагается здесь.