Сутры новой веры

Общество и человек

Человек и Цель

Цель и Путь

Путь и ритуал

1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7
1 2 3 4 5 6 7

Глава 2. ЧЕЛОВЕК И ЦЕЛЬ. (сутры 1-8)

Нет нужды выходить из дому,
спокойно сиди за своим столом и прислушивайся.
Даже не прислушивайся, жди.
Даже не жди, будь неподвижен и одинок.
И мир разоблачит себя перед тобой,
он не сможет поступить иначе.
/Франц Кафка/

Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение,
он есть основная жизненная энергия каждого из нас.
/И.П. Павлов/.

2.1. Взаимодействия рождают мир, а модели этих взаимодействий – (def) ФУНКЦИИ - его понимание.

Нельзя добиться успеха в жизни, не относясь к ней философски (т.е. мудро), а относясь по философски к жизни, трудно не добиться успехов в философии. Итак, если вы хотите добиться успеха… подумайте о нижеследующем. Мы не ждем немедленного согласия – в самом деле, если книга не вызывает желания поспорить, то зачем же ее и читать. Но мы честно старались говорить правду. Ведь если книга не старается говорить правду, то зачем же ее и писать. И мы надеемся, что эти наши стремления все же чего-то, да стоят.

Для начала еще раз уточним: ФУНКЦИЕЙ (def) мы называем модель действия, позволяющую нам ПОНИМАТЬ (см. 1.2.) происходящие в мире взаимодействия, а значит и сам мир, действовать целесообразно. Однако о цели, и целесообразности чуть позже.

А пока обратим внимание читателя на одно весьма значительное следствие из столь очевидного утверждения сутры. Следствие, важность которого многие недооценивают. Любой объект всегда действует на другой объект (в рамках некоторого конкретного взаимодействия), но никак не на самого себя. И если мы будем помнить об этом, то для нас сразу начинают странно звучать слова типа "найти себя", "самореализация", "самосовершенствование" и т.п. Ведь мы же не барон Мюнхаузен. Только он мог сам вытащить себя за волосы из болота. Да разве еще тот самый киплинговский кот мог гулять "сам по себе". У большинства же, после понимания этого следствия, должно возникнуть нормальное здоровое желание перейти на СТРОГИЙ ЯЗЫК (см. 1.20.), и начать говорить о поиске, скажем, не "самого себя", а своей ЦЕЛИ (см. 2.6.), своего дела, своей профессии на худой конец. Но для этого уже не надо будет "себя переделывать". Для этого надо будет лишь работать, в том числе над некоторыми своими частями, являющимися в этом случае внешними по отношению к другим частям того, что мы обычно называем личностью. А это много проще. Понятнее. Базой же такой работы является та самая привычка задумываться, то самое отношение к философии, о котором мы и говорим. Да еще, навык преодолевать, о котором мы еще скажем.

Итак, объект действия всегда находится вовне, хотя не всегда в пространственном смысле. Посмотрим пристально на то, что мы привыкли называть живым. Ведь оно носит один из объектов своей главной функции – свой геном – внутри своего пространства, хотя и вне пределов своего времени.  


2.2. Любой ресурс (def), как свойство, обеспечивающее выполнение функции, исчерпаем вместе со своим носителем.

Обычно ресурсом считается некоторый объект – конкретное вещество или поле, хотя описание будет намного строже – но при этом и намного сложнее, – если ПОНИМАТЬ (см. 1.2.) под РЕСУРСОМ (def) конкретное, используемое в данном взаимодействии свойство некоторого объекта (причем,  не только доступное количественному измерению). Как и положено, такое, расширенное понимание ресурса не противоречит общепринятому, поскольку с исчерпанием носителя ресурса (объекта, обладающего рассматриваемым свойством) не может быть использовано и само это свойство.


2.3. Согласованное действие частей образует СИСТЕМУ (def) - совокупность, рождающую новый РЕСУРС (см. 2.2.).

Совсем неважно, как мы определим понятие системы, важно понять главное в любом их таких определений. А главное – это как раз появление у совокупности элементов нового свойства, нового потенциального ресурса, которого не было ни у одного из элементов, эту систему образующих.   

Конечно, 100 воробьев не образуют лошадь. Не все окружающие нас предметы и не всегда надо рассматривать как системы. Но крайне важно научиться смотреть на все в мире как на системы. Тогда, со временем,  мы поймем разницу между подходом диалектическим (доведенным Гегелем до логического абсурда), и подходом системным. Размещением источника развития в системе, меняющейся через появление и разрешение внутренних противоречий – это рекомендует делать диалектика. И пониманием, что источник развития систем, как  правило, находится вовне, в надсистеме – системным подходом к миру.

Мы поймем разницу между выживанием и жизнью. Ведь средство  выживания – борьба. А будучи в состоянии борьбы невозможно выжить. Ибо цель борьбы – смерть. Жизнь же не  нуждается в борьбе, в том числе борьбе за выживание. Скажем подробнее - борьба (за выживание) слишком часто рождает смерть, а потому чтобы жить, надо прекратить бороться за настоящее, и начать думать о будущем. Поставить интересы надсистемы выше своих, освободив себя тем самым для творчества, получив доступ к идее ненасилия. Выживающий – не живет, живущий – не озабочен выживанием.

Если главная функция человека или дерева было бы выживание, то они бы никогда и не умирали, или уж, во всяком случае, не умирали бы так повсеместно и необратимо. Они бы совсем по-другому и жили – вне надсистемы, как абсолютно закрытые системы. Может быть, такие системы и существуют, только вот мы про них ничего не знаем, и узнать в принципе не можем, ибо лишены возможности взаимодействия с ними. Именно основа мира – взаимодействие – рождая жизнь, одновременно рождает и смерть, уничтожая выживание.

Фактор выживания, как инерция развития системы, безусловно, тоже работает. Когда система уже возникла. Работает, создавая вместе с другими системами логику развития надсистемы (ее прошлое), участвуя (наряду с другими системами) в формировании надсистемы, ее ФУНКЦИЙ (см. 2.1.), как, впрочем, и других систем, изменяя их облик. Но он всегда подчинен большему – надсистеме, ее законам.

Графически это рождающее и определяющее жизнь системы действие извне, направлено перпендикулярно вектору действия самой системы, поперек ее оси времени. Действуя из скрытой (для системы) логики развития надсистемы (т.е. как бы из прошлого), она несет в себе зародыш будущего, как бы задает то состояние надсистемы, которое должно быть достигнуто в будущем за счет нового действия (новой функции) системы, естественно совместного с другими системами этой надсистемы.


2.4. Неограниченность видов ограниченных ресурсов - вот основа развития мира.

Очевидно, что хотя носители РЕСУРСОВ (см. 2.2.) всегда ограничены (в силу законов сохранения), виды ресурсов, т.е. те свойства объектов, которые могут использоваться в некотором взаимодействии как ресурсы (обеспечива­ю­щие выполнение ФУНКЦИЙ – см. 2.1.) в принципе бесконечны. Именно неограниченность видов ограниченных ресурсов и является источником развития и разнообразия мира, обеспечивая любой СИСТЕМЕ (см. 2.3.) потенциальную возможность всегда найти (для сохранения свой функции) не просто новый ресурс, если "старый" оказался исчерпан, но и новый его вид, с возможным расширением своих функций.

Конечно, не каждой системе и не всегда это удается. Но ПОНИМАНИЕ (см. 1.2.) того, что если перед Вами встала некоторая ПРОБЛЕМА (ЗАДАЧА – см. 2.40., 3.41.), то это произошло исключительно из-за недостатка ресурсов для выполнения некоторой определенной функции, заметно упрощает жизнь. И помогает преодолевать ТРУДНОСТИ (см. 2.23.). Ведь если Вам удастся найти необходимый ресурс, возможно даже новый его вид (чтобы не отнимать его у "соседа"), то Ваша проблема решена. Порой достаточно даже просто понять, какая функция выполняется плохо, и какие ресурсы для этого нужны. Поверьте, так гораздо ИНТЕРЕСНЕЕ (см. 2.13.). Такой подход меняет не только отношение к проблемам, но и отношение к жизни, отношение к людям. Он называется ТВОРЧЕСКИМ (см. 3.48.).


2.5. Любые взаимодействия ограничены (во времени и пространстве) своим результатом.

Любое действие растянуто во времени. А потому каждая причина всегда несет в себе зерно своего еще не состоявшегося следствия. Что вполне закономерно вытекает, прежде всего, из системного подхода. Ведь любая СИСТЕМА (см. 2.3.), живет благодаря своим системным свойствам, отсутствующим у ее подсистем. А потому истинные причины всегда выходят за пределы (временные и пространственные) причин кажущихся – изменения подсистем – всегда содержат в скрытом виде зачатки следствий, проявляющихся лишь на уровне системы.

Идя дальше, можно даже утверждать, что действие, не просто всегда происходит во времени. По сути – оно и есть время. Вернее то, что мы обычно под этим понимаем. Но такой подход слишком упростил бы ПОНИМАНИЕ (см. 1.2.) нами мира, сделав его практически недоступным большинству. И мы не будем углубляться в эту бездну простоты, остановимся пока на границе перехода между причиной и следствием.

Словом, остановка никогда не бывает полной, движение никогда не начинается сначала. Но если нет ограничения, то нет и взаимодействия. И существование любого объекта во Вселенной имеет СМЫСЛ (см. 2.6.), хотя оно, может быть, и не осмыслено самим этим объектом.


2.6. Именно ради результата и существует любой объект. Модель этого результата мы называем (def) ЦЕЛЬЮ.

Цель не есть будущее. Но будущее формирует Цель. А цель его, это будущее, отражает.

Представим себе для упрощения ПОНИМАНИЯ (см. 1.2.) маленькую кибернетическую модельку: машинку, ездящую по полу и по определенному правилу (АЛГОРИТМУ – см. 2.14.) объезжающую ПРЕПЯТСТВИЯ (см. 2.30.). Есть ли у нее цель? Да, безусловно, – ехать (в заданном нами направлении). Безусловно, это очень простая цель, такую уж цель мы ей, этой машинке задали. Но ведь и сама машинка не чета нам – много, много проще. И "живет" она в очень узком, ограниченном мирке нашей комнаты. Но лиши ее этой цели, и машинка "умрет". Вот и мы, как та машинка, только мир, в котором мы живем, гораздо сложнее, а мы сами много совершеннее. Поверьте, тут нет ничего обидного для нашей привычной "человеческой" гордости (мы бы даже сказали сильнее – спеси).

Конечно, строго говоря, будущее есть у любой СИСТЕМЫ (см. 2.3.), а цель, как модель этого будущего, лишь у довольно ограниченного класса систем – систем телеологических. Собственно телеологичность – это параметр, по которому все системы можно расположить на некоторой линейной оси (мы еще вернемся к части этой шкалы, вводя принцип разделения: человек Цели – человек Ритуала). Но чем в меньшей степени система имеет и "осознает" свою цель, тем меньше у нее шансов на то самое выживание.

Да, может возникнуть вопрос: "Зачем Земля вращается вокруг Солнца?" Да ни зачем, скажут многие, просто вращается и все. Это кажется столь очевидным. Но все же, но все же… Этот процесс ведь приводит к неким результатам, которых мы, возможно, не знаем. Ибо, чтобы узнать эти результаты, надо выйти за пределы системы. Или смоделировать этот результат. Построить какую-то модель, согласованную с действительностью – придать смысл всему процессу. Эту модель мы и называем целью. Собственно образ цели мы обычно и называем (def) СМЫСЛОМ (как бы странно не звучало развернутое определение – образ модели результата – именно цель и смысл некоторого действия все время путаются в нашем сознании). Конечно, телеологические системы не задают будущего всех остальным систем (хотя порой и стремятся к этому, мечтают об этом), но зато способны сформулировать их цели. Таким образом, мы может утверждать, что ЧЕЛОВЕК (см. 1.4.) осмысляет Вселенную, оплодотворяет ее целью и смыслом. 

Нет, нет, мы нигде не утверждаем, что цель нашей жизни задана кем-то сознательно. Мы лишь пытаемся осознать происходящее – построить его модель. Иными словами, наша Вера Пути, и принцип целевого развития, отнюдь не декларирует неизбежность всех СОБЫТИЙ (см. 2.29.). Ведь даже в так называемых "точках бифуркации", из того, что мы не можем точно предсказать ПОВЕДЕНИЕ (см. 1.3.) системы, отнюдь не следует, что реальное ее поведение нарушает причинную связь явлений. Наша ВЕРА (см. 1.11.) в полной мере сохраняет за нами возможность выбора характера своих действий в каждом конкретном случае и всю меру ответственности этот выбор, добавляя лишь, что по мере развития (в каждой следующей точке бифункции) возможности этого выбора уменьшаются, пока на некотором этапе не сведутся к нулю, чего мы как правило просто не замечаем.


2.7. Мир не случаен: любая цель формируется в надсистеме, вечно сохраняя приоритет функции над ресурсами.

Просим заметить проницательного читателя: мы вовсе не утверждаем, что в мире нет случайного. Мы утверждаем, что оно подчинено закономерности. Иными словами жизнеспособность любого объекта тем выше, чем важнее для надсистемы результат действия этого объекта на другие. Это может быть названо законом подавляющего действия надсистемы. Теряя ЦЕЛЬ, объект теряет стимул к развитию, и как лишний элемент своей надсистемы, начинает гибнуть. Отсюда этапы развития любого объекта: поиск цели, достижение цели, гибель вследствие исчезновения цели. Это относится и к неодушевленным (нами) СИСТЕМАМ (см. 2.3.). Все они существует как элемент надсистемы. При этом часть из них развивается, часть обеспечивает даже не просто достижение этой надсистемой некого результата, а само ее существование, а часть умирает, потеряв для надсистемы какое-либо значение, а зачастую даже начиная вредить ей.

На определенной стадии развития система стремиться к экспансии (в среду), своему интенсивному развитию – для чего она увеличивает степень своей идеальности. В это время она вынуждена по максимуму использовать все свои внутренние РЕСУРСЫ (см. 2.2.), что порой приводит к полному подавлению ей самостоятельного (независимого) развития своих подсистем (м.б. поэтому интенсивный рост экономики, скажем СССР или Германии был связан и с интенсификацией террора своих граждан), т.е. у подсистем в этот период возможности выбора путей развития (в каждой следующей точке бифуркации) резко сокращаются (среда становиться менее насыщенна свободной энергией – ресурсами), или даже просто уничтожает подсистемы, не обеспечивающие непосредственного роста системы в выбранном ей направлении.

В период стабилизации это состояние подсистемы частично сохраняется (чем и обеспечивается период стабилизации), хотя действие надсистем более высокого уровня уже начинает закладывать в элементы данной системы возможность ее изменения для удовлетворения меняющихся нужд надсистемы. Мир стабилен тогда, когда развитие частей подчинено целям системы.  

И наше существование также не случайно. И мы так же, как все в этом мире, рождаемся не случайно, а для выполнения некоторой ФУНКЦИИ (см. 2.1.), достижения некоторой цели. цели, которую мы в принципе не можем осознать, ибо она находится за пределами действия, за пределами нашей ЖИЗНИ (см. 2.11., а также 2.41., 2.43., 3.50., 4.9. и 4.50.).


2.8. Следствие создают не причины, а условия. Это мы находим множество причин для следствия, и делает само следствие одной из причин.  

Взаимодействия системы также образует СИСТЕМУ (см. 2.3.) более высокого порядка, подчиненную целям исходной. Начнем с примера: время (длительность) некоторого процесса, согласитесь, никак нельзя считать свойством (параметром) участвующих в этом процессе объектов. А согласованность форм этих объектов, или возникший в нас во время разговора ОБРАЗ (см. 2.15.)

Идеальная форма, идеальная конструкция – порой говорим мы. Часто забывая при этом, что  ИДЕАЛЬНОСТЬ (ср. 3.8.) всегда локальна. Что она есть результат минимизации использования ресурсного потенциала среды за счет включения законов взаимодействия этих ресурсов, системный ресурсный переход – от носителей к их свойствам. Которые также проявляют все признаки системы, что порой и воспринимается нами как идеальность. 

Словом, мы можем говорить не только о системных свойствах объектов, но и о системных особенностях   ПРОЦЕССОВ (def – как последовательностей действий, поступков) и явлений (эффектов) взаимодействия. При этом нетрудно заметить, что причина, в отличие от повода,  никогда не бывает одна. Точнее говоря, причиной всегда является предыдущее состояние мира. И выбор причин из бесконечного числа условий, необходимых для существования объясняемого явления определяется не какими-то объективными процессами природы [В.Я. Перминов], а сугубо прагматическим соображениями, т.е. пользой данного выбора для практической деятельности или теоретического исследования. Если у вас нет подходящей теории, то у вас нет и оснований для выбора причин. Вот мы и предлагаем читателю очередную, как нам кажется, хорошую теорию. В которой любое явление вызывается несколькими ведущими причинами (обычно не совпадающими с поводом), и само порождает несколько отличных от этих причин следствий, находясь словно в узле некой причинно-следственной сети. В чем каждый из нас не раз убеждался на личном опыте.